Найти тему
Александр Седов

Если бы "Спрут" снимали в СССР - 1 часть

1. Итальянская тема (пролог)

Александр СЕДОВ (с)

За итальянскую тему наше кино взялось задолго до «Спрута» – в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973). Гости с Апеннинского полуострова были импортированы в Советский Союз как дефицитный товар - заграничной диковинкой, с которой постоянно случается нечто смешное и слегка разрушительное. За исключением актёра Евстигнеева, который явным образом выбивался из ансамбля, остальные гости были аутентичными итальянцами. Правда, и доставалось ему больше других – тумаков и оплеух, наверное, за свою непохожесть. Зато среди интуристов-авантюристов затесался самый натуральный мафиози – жгучей неаполитанской внешности, в цветных подтяжках и с неизменной сигарой. Наглый пакостник был ничуть не страшным, наоборот, забавным и симпатичным – этаким дружеским шаржем.

-2
-3

Этот стереотип вскоре перекочевал в мультфильм «Приключения капитана Врунгеля» (реж. Д. Черкасский, премьера в 1980 г.), размножившись до целой банды. А ещё немного погодя – до целого города внутри итальянской коммунальной квартиры в пародийном телеспектакле «Игра в детектив», созданном в 1988 году уже под сильным впечатлением от «Спрута».

За три года до того успела выйти кинокомедия "Миллион в брачной корзине" (реж. В. Шиловский, 1985), в которой большая итальянская семья сомнительными аферами пыталась пополнить дырявый бюджет. Своеобразный привет фильмам с Марчелло Мастроянни.

-4
-5

В тот же год же юных зрителей порадовал один из лучших выпусков киножурнала "Ералаш". Серия была посвящена бандитским порядкам, царящим в рядовой итальянской школе. Словом, итальянская тема в советском кинематографе тесно сплелась с криминальной. А уж после ошеломительного успеха сериала "Спрут" на советском ТВ о мафии заговорили как о родном социальном явлении - вовремя подоспели сенсационные разоблачения Перестройки, публикации в "Огоньке" и "Литературной газете". С другой стороны, становилось всё очевиднее, что разрешённое Горбачёвым кооперативное предпринимательство ходит, мягко говоря, на грани закона, легализуя теневую экономику.

В ранний период горбачёвского правления рэкет и гангстеризм подвали как метафору и страшный сон советского человека, например, как в комедии "Нужные люди" (реж. В. Алеников, 1986), в которой итальянская мафия нападает на сторожа Петровича, охраняющего склад с дефицитной сантехникой. Но под конец Перестройки сон превратился в явь. Своеобразным итогом метаморфозы этой темы после распада СССР стал фильм "Кодекс бесчестья" (1993), посвящённый пропаже так называемого "золота партии" - секретного финансового фонда, которым советское государство поддерживало дружественных политиков за рубежом.

-6

Всеволод Шиловский снял фильм точно по лекалам криминальной драмы а-ля "Спрут" - с заказными убийствами и шантажом, с нитями тянувшимися с самого верха, с продажностью чиновников и предательством, - полностью на отечественном материале . Единственное, чего не удалось привить из "Спрута" на нашу почву - такого же народного любимца и безусловного героя как комиссар Каттани, который жертвует собой, но и своими близкими и друзьями, - так уж выходит, - во имя торжества высшей справедливости. Дух времени сопротивлялся рождению героя "оптимистической трагедии".

Однако отмотав историю на несколько лет назад, мы обнаружим, что очень многие ингредиенты для появления советского "Спрута" были готовы уже во второй половине 80-х: цвет советской актёрской школы, почти документальная стилистика, острый сюжет на фоне западноевропейской натуры, финансовые воротилы, грязные руки мафии, дотянувшиеся до прогрессивного журналиста, вероломство политиков и продажность полицейских. В 1988 году режиссёр Семён Аранович снял многосерийный телефильм "Большая игра", действие в котором происходило по всему свету - от вымышленной латиноамериканской страны, где зреет госпереворот, до США и Европы. В этом многослойном политическом детективе, литературной основой которому послужил роман Юлиана Семёнова "Пресс-центр", нашлось место и итальянским мотивам. Советский журналист Степанов пересекает несколько европейских границ, чтобы в конце концов попасть в Италию, куда ведут следы одного политического покушения. В каждой серии, в точности по заветам "Спрута", зрителей ожидало заказное убийство, иногда не одно. А единственный честный инспектор, пережив наезд автомобиля, погибал от инъекции яда.

-7
-8

И советская актёрская школа и кинодраматургия, восприняв опыт зарубежного кинематографа, вполне были в состоянии всерьёз поиграть на итальянском материале в "Спрут".

продолжение - здесь

-------------------------------------

-9

близкие по теме мои статьи: "Ограбление по, или Кинодетектив под подозрением" - часть 1, часть 2 / Тихонов против Тихонова (экранизации романов Вайнеров) / Жеглов - моя фамилия / Ну и рожа у тебя, Шарапов / Деликатный детектив на фоне революции / Следствие по делу о Знатоках - часть 1, часть 2, часть 3 / О милицейских кинодетективах / и другие материалы