Найти в Дзене
Rock AD

50 лучших альбомов 2010-х по версии читателей Classic Rock

Оглавление

Где-то в середине минувшего десятилетия Джин Симмонс громогласно объявил всем, кто до сих пор прислушивается к его словам: «Рок-н-ролл наконец-то мертв». Тыча пальцем на файлообменники и называя их «убийцами жанра», он протестовал против современных технологий и утверждал, что за десять лет на небосклоне современной музыки не появилось ни одного нового таланта, «следующий Боб Дилан» так и не родился, уверял дядюшка Джин.

Но не стоит обращать внимания на его старческие брюзжания. Во-первых, он делает подобные заявления с 1993 года, а мы все знаем, что 90-е годы принесли в наследие рока, по крайней мере грандж и ню-метал. Если Kiss не удалось сделать в этом десятилетии достойную истории запись, еще не означает, что это относится ко всем остальным. Во-вторых, беглый взгляд на выпущенные в 2010-х годах альбомы легко доказывает, что рок-музыка в течение последних десяти лет не стояла на месте.

Столпы рока AC/DC выпустили в 2014 году Rock Or Bust — альбом, который, положил к ногам рок-н-ролла свою веру, чтобы не только восстановить его силу, но и стать вакциной против всех будущих болезней жанра. К ним присоединились другие ветераны: ZZ Top и Rush выпустили на протяжении декады диски, которые займут достойное место в истории.

При этом за десятилетие появилось много новой рок-крови, которая оставила заметный след. The Struts закрепили свой статус двумя выдающимися альбомами Everybody Wants 2014 года и Young & Dangerous 2018 года — их успеху в немалой степени помогла невероятная харизма вокалиста Люка Спиллера. Кто сказал, что у нас больше нет рок-звезд? Idles, Fantastic Negrito и Royal Blood — все они претендуют на то, чтобы в будущем стать классикой.

Выбирая самое лучшее созданное в роке за десятилетие, Classic Rock знали, что есть только один справедливый судья, и это читатели журнала. Из предложенного редакцией списка длиной в несколько сотен альбомов они выбрали лучшие и добавили множество собственных.

(50) Roger Waters — Is This The Life We Really Want? (2017)

Columbia Records
Columbia Records

Есть определенная ирония в том, что бывший мажордом группы, которая олицетворяла собой понятие «рок», в последние годы был вынужден искать для себя новый статус. Роджер Уотерс нашел его в качестве самого злобного рокера. По альбомам 70-х годов — от Dark Side Of The Moon до Animals и The Wall — мы знали, что особенностью творчества Pink Floyd было умение сочетать колкости в адрес социума с отличными мелодиями и политическую сатиру с эмбиентным звуком. И все же их противостояние с системой, казалось, было создано, чтобы стереть в порошок или растерзать на куски сознание слушателя. На альбоме Is This The Life We Really Want? главный сочинитель «флойдов» добивается этого еще эффективнее.

Он вернул себе потерянные позиции в музыкальном бизнесе политизированными концертными шоу — The Wall Live помогло ему стать самым кассовым сольным артистом всех времен, потом был гастрольный тур Desert Trip 2016 года, а затем турне Us + Them, которое он назвал «упражнением в сопротивлении, не только Трампу, но всем деспотам, диктаторам, ворам и негодяям планеты». И в 2017 году настала очередь четвертого (не считая трехчастной оперы 2005 года Ira) сольного альбома Уотерса.

Его громоздкое и пафосное название, возможно, вызывало сомнение и даже разочарование, но на первом полноформатном альбоме Роджера Уотерса со времен Amused To Death 1992 года, мы получили то, что иначе чем концентрированной злобой или даже яростью назвать нельзя. Это был альбом протеста, серия воплей отчаяния в мире, который допускает всевозможные несправедливости — от крайностей богатства и бедности (Deja Vu) до появления в Белом доме «нинкомпупа» (так он называет Дональда Трампа в заглавной песне).

Впечатление, которое слушатель получает от альбома, во многом зависит от его отношения к автору. Считает ли он Уотерса неприятным стариканом, сварливым и чересчур откровенным, контроль-фриком с однотипным набором фишек и фетишей? Тогда это мимо — что же... у всех есть свои недостатки. Или вы воспринимаете его как гениальнейшего из гениев и восхищаетесь тем, как он, шагая своими любимыми музыкальными тропами, снова и снова выдает эту всегда прибыльную для него музыкальную грусть? Тогда альбом действительно должен появиться в вашей коллекции.

Когда на открывающем альбом треке When We Were Young раздается знакомое тиканье часов, с Уотерсом можно начинать игру в бинго, потому что к концу диска все клеточки обязательно будут заполнены. Вы услышите в паузах между песнями голоса телефонных операторов и дикторов старого телевидения. Ритм акустической гитары в песне Deja Vu звучит в том же излюбленном ключе, который ранее радовал нас в Mother, Pigs On The Wing и Wish You Were Here. Здесь будет даже знакомое откашливание в начале песни (Broken Bones), а Picture That снова подарит прекрасные моменты остинато («Запечатлей сортир без гребаной канализации / Запечатлей лидера без гребаных мозгов» // ‘Picture a shithouse with no fucking drains / Picture a leader with no fucking brains’). Smell The Roses вызовет в памяти Have A Cigar, и наконец полет дрона из левого динамика в правый на треке Deja Vu напомнит пугающий финал Late Home Tonight, Pt.1 с его последнего сольника.

Мрачный настрой и сентиментальность Is This The Life We Really Want? все-таки не достигают масштабности альбома 1992 года. Продюсирование диска вышло модным, но аскетичным. Возможно, потому что новой метлой в комнате, набитой антиквариатом, стал продюсер Найджел Годрич, который привнес некоторые отчетливые современные линии, заимствованные из своего опыта работы с Radiohead и Beck.

Присутствие Годрича служит напоминанием о совместной миссии Pink Floyd и Radiohead по использованию самых современных технологий для изучения самых труднодоступных глубин человеческой печали. Он создает идеальный контекст для запутанных посланий Уотерса, вынуждая его звучать как мудрый дядюшка очень разозленного активиста по имени Том Йорк. Но Уотерсу аккомпанируют великолепный барабанщик Джоуи Уоронкер, а также не менее потрясающий гитарист Джонатан Уилсон, и благодаря им альбом звучит фантастически. Финальная связка треков Wait For Her, Oceans Apart и A Part Of Me Died предлагают причудливую, почти романтическую развязку, не совсем похожую на традиционный альбом Роджера Уотерса. Но таким мэтр тоже иногда бывает.

Труд Уотерса достоен самой высокой похвалы. Используя сумерки своей карьеры, он мог бы легко спрятаться в кустах ностальгии. Вместо этого он решил не осторожничать и рискнуть своим именем. Риск оправдался. Несмотря на всю громогласность альбома, Уотерс явно оказался в своей стихии, когда нависла серьезная угроза, что его бабье лето может совпасть по срокам со всеобщей ядерной зимой.

Настали такие времена, когда ты либо в угоду хорошим продажам пишешь музыку, чтобы под нее трясли головами на вечеринках, либо создаешь песни, которые заставляют эти головы думать. Is This The Life We Really Want? — суровый, тенденциозный, зловещий и многозначительный альбом. Но именно такую пластинку должен был записать самый злобный рокер на планете.

Оценка: ♪♪♪♪♪♪♪◊◊◊

Текст: Грант Мун. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #237 (июль 2017)

50 ЛУЧШИХ АЛЬБОМОВ 2010-Х ПО ВЕРСИИ ЧИТАТЕЛЕЙ CLASSIC ROCK

(49) The Struts — Everybody Wants (2014)

(48) The Rolling Stones — Blue & Lonesome (2016)

(47) Babymetal — Metal Resistance (2016)

(46) Royal Thunder — WICK (2017)

(45) The Struts — Young & Dangerous (2018)

(44) Ozzy Osbourne — Scream (2010)

(43) David Bowie — The Next Day (2013)

(42) Def Leppard — Def Leppard (2015)

(41) ZZ Top — La Futura (2012)

(31-40-е место)

(21-30-е место)

(11-20-е место)

(1-10-е место)