Последний полет президента польши ( Лех Качиньский )
Авиакатастрофы:
10 апреля 2010 года при заходе на посадку в аэропорту Смоленска Северный потерпел крушение ТУ-154 польских военно-воздушных сил. В катастрофе погиб президент Польши Лех Качиньский его жена , известные польские деятели и почти всё высшее военное руководство страны всего 96 человек . Все они летели на траурные мероприятия посвященные катынской трагедии. Авиакатастрофа стало крупнейшей По числу жертв в которой погибли первые лица государства.
Реконструкция событий: 8:10 утра, аэродром Варшавы штурман правительственного спец рейс plf101 Артур Зентек получает под роспись метеорологическую информацию по предстоящему полету , там есть всё ,погода в Варшаве , в Минске , в Витебске , нет только самого главного - погоды в аэропорту назначения Смоленске . Командира экипажа 35-летнего Аркадиуша Протасюка (КВС) это не смущает , ведь рейс надо выполнить во что бы то ни стало и это самое "во что бы то ни стало" станет роковым .Уже на подходе к смоленску диспетчера сообщают о том что погода на аэродроме назначение резко ухудшается со стороны Калужской и Тульской областей , стремительно наползает густой утренний туман . На час раньше них в Смоленске садится польский як-40 с журналистами . Наблюдая как тот заходит на посадку диспетчер даёт ему команду уходить на второй круг , тот слишком высоко над полосой , но поляки команду не выполняют и приземляется. Следом заходит российский Ил 76 . Погода продолжает ухудшаться и командир прекрасно знающий местный аэродром и условия подхода к нему , тем не менее не рискует садится в таких условиях после 2 заходов русский уходит на запасной на Внуково Облака опускается на высоту 80 м. горизонтальная видимость падает до 400 , условия для посадки становятся в принципе неприемлемыми.
КВС : карсаж старт , польский 101 приветствует вас.
Диспетчир : польский 101 , карсаж старт ответил .
КВС : на дальний привод снижаемся на 3600метров .
Диспетчер : польский 101 остаток топливо сколько ?
КВС : осталось 11 тон.
Диспетчер : запасной аэродром у вас какой?
КВС : Витебск ,Минск.
На корсаже туман ,видимость 400 метров , условий для приема нет.
КВС : спасибо мы если возможно мы попробуем подход , но если не будет погоды , тогда пойдем на второй круг .
Диспетчер : после контрольного захода у вас хватит топлива на запасной ?
КВС :хватит , разрешите дальнейшее снижение.
Диспетчер :борт 101 с курсом 40 градусов снижение 1500.
Понимая что условия для посадки очень сложные , а по правде сказать невозможные , командир Аркадиуш Протасюк решает связаться с чудом севшим до этого польским як-40 .
КВС : ребята равал с той стороны перейдите на12345
Як 40Айрек приветствуем тебя сердечно , знаешь в общих чертах тут полный каюк , видно метров 400 и потом по нашему ощущению низ облаков ниже 50 метров .
КВС : а вы произвели посадку уже ?
Як 40 : но нам повезло в последний момент сесть , можно конечно попробовать .
КВС : скажи , а толстые ли эти облака ?
Як 40 : на сколько я помню на 500 метрах мы были еще над облаками .
КВС : на пятистах метрах были еще над тучами , ладно спасибо , а русские уже прилетели ?
Як 40 : ИЛ сделал два захода и куда-то улетел .
Аркадиуш Протасюк по-прежнему сомневается садится или нет. Президенту очень нужно попасть на торжества .
КВС : гаспадин директор появился туман , в этих условиях которые есть сейчас мы не сможем сесть , попробуем подойти сделаем один заход , но скорее всего ничего из этого не выйдет . Так что спросите пожалуйста у шефа что будем делать топлива нам так много не хватит чтобы ждать до бесконечности. Директор :это значит что у нас проблема , пока нет решения президента что делать дальше , если мы здесь не сядем то у меня точно будут неприятности КВС : Заходим на посадку в случае неудачного похода уходим в автомате. Два года назад в 2008 они уже отказались садится в Тбилиси по соображениям безопасности и тогда в отношении экипажа были приняты жесткие меры Аркадиуш решает попробовать . По всем авиационным правилам такое решение может быть оправдано только при одном условии , если они не увидят землю на высоте 100 м. они должны немедленно уйти на второй круг . Только безоговорочное выполнение этого правила сохраняет им жизни.
Диспетчер : Рlf101 заняли 500 ?
КВС : заняли 500 метров.
Диспетчер : на военных аэродромах посадку осуществляли ?
КВС : да конечно.
Диспетчер : и от 100 метров быть готовым уйти на второй круг .
КВС : так точно .
Аркадиуш Протасюк находился в психологический сложном положении , очевидно что в случае ухода на запасной аэродром его могла ждать негативная реакция со стороны главного пассажира . Дверь в кабину экипажа всё время была открыта и туда периодически заходили посторонние лица в том числе и главком польских военно-воздушных сил который находился в состоянии легкого алкогольного опьянения , алкоголь был употребленным в процессе полета . с опозданием на 1,5 км ту-154 начинается снижение , теперь приходится лететь с повышенной скоростью чтобы успеть войти в глиссаду , то есть в нужную траекторию . На этой повышенной скорости они так и летят до самой земли. Руководитель полетов , диспетчер , весь персонал вышки уверены что ту-154 уйдёт на запасной аэродром . Тем временем самолёт летит выше заданной траектории на 100 м из-за погрешностей наземных приборов диспетчер этого не видит и говорит командиру что тот идет точно по
глисаде . У Аркадиуша всего 5 заходов в таких трудных условиях , последний раз пол года назад . Он никак не может погасить скорость и автоматика из-за этого сама ставит "малый газ". Через полминуты когда уже будут видно деревья это помешает им быстро набрать высоту .Самолёт стремительно несется к земле и второй пилот должен произнести крутое снижение но не делает этого , штурман в сложившейся обстановке не докладывает о пролёте контрольных точек ,высота 130 и он должен сказать "оценка" чтобы командир принял решение садится или нет .Тишина , высота 100 и надо уходить на второй круг , но командир продолжает снижаться судорожно ища землю в облаках , а их край на высоте 25 метров. Наконец до второго пилота доходит что они летят навстречу смерти , он говорит уходим и немного тянет штурвал на себя но этого явно недостаточно , самолёт продолжает лететь к земле высота 50 м и диспетчер произносит " горизонт 101" это указание экипажа посмотреть на линию горизонта так как они почти уже снизились до земли и надо срочно прекращать снижения , срабатывает сигнализация "pull-up" - тяни верх ! Аркадиуш Протасюк продолжается снижаться .
Штурман : 40, 30, 20
И вот они деревья Аркадиуш рвёт штурвал на себя двигателям взлётный - поздно , самолёт левым крылом цепляет деревья переворачивается и на скорости 300 км. ч. падает в лес .
Причиной катастрофы была названа ошибка экипажа и психологическое давление на него , способствующими факторами явились системные недостатки в подготовке польских военных летчиков . К свежеиспечённому командиру имеющий малый налёт в этой должности , около 500 часов , был назначен экипаж имеющий ещё меньше опыт . О качестве подготовки экипажа к полету может свидетельствовать лишь тот факт что одним из запасных аэродромов был выбран Витебск , который в тот день вообще не работал . А о погоде в Смоленске экипаж перед вылетом даже не поинтересовался .Рейс плс 101 поставил себя в крайне сложное положение , они пять раз получали информацию об условиях при которых посадка запрещена !!! И всё решили попробовать , решил попробовать командир который в сложных условиях не садился уже полгода , за секунды до катастрофы второй пилот неуверенно потянул штурвал на себя . И если бы он довел свои действия до конца то катастрофы я думаю удалось бы избежать.
А как вы думаете , что стало роковой ошибкой ? и на моем канале есть еще реконструкции авиакатастроф , прочитайте обязательно !!!
Если можете то подпишитесь и оставте лайк , вам нечего не стоит , а мне стимул )