Найти тему
1520. Все о путешествиях

Показываю, как дважды изуродовали Курский вокзал в Москве. Для меня это стало откровением (ФОТО)

Оглавление

Я родом из Петербурга и с архитектурным наследием Москвы знаком плохо. Поэтому когда я осознал, как в советское время перестроили Курский вокзал, для меня это было шоком. Но когда я понял, что с вокзалом сотворили при Лужкове, я вообще чуть не расплакался.

Я на днях писал текст о Нижегородском вокзале, который снесли в Москве в советское время и от которого толком не осталось даже фотографий. Его история связана с Курским вокзалом, и когда я узнал ее в деталях, то решил рассказать ее. Хотя москвичи это все, наверняка, знают и помнят.

Итак, на фото выше – Курский вокзал – такой, каким его знаем вы и я сегодня. Такая обычная советская стекляшка. Это здание не вызывает лично у меня никаких чувств: оно и не раздражает, и не восхищает.

Первый вокзал архитектора Орлова

А вот каким был Курский вокзал (тогда его называли Курско-Нижегородским), когда его построили в 1896 году.

-2

Это было не первое здание вокзала, но деревянное, что было до него, не сохранилось совсем, да и не было в нем ничего особенного.

Вокзал 1896 года был построен по проекту архитектора Николая Ивановича Орлова. Это было шикарное здание.

Вокзал получил восторженные отзывы в прессе, писавшей, что Москва по праву может гордиться этим замечательным зданием. Новый вокзал был удобным и просторным, его двухсветные основные залы перекрывались стеклянными фонарями, дававшими много света и воздуха. Центральную часть акцентировали две изящные башенки, главный вход в здание отмечался гигантским двухколонным портиком.
На первом этаже располагались пассажирские залы – общий для I и II классов, занимавший левую часть здания, и отдельный зал III класса, находящийся в правом крыле и отделенный от I и II классов багажным залом. Второй этаж был отведен под служебные помещения. Позади вокзала были построены три пассажирские платформы, перекрытые металлическими навесами.
Архнадзор

В Сети можно найти много фотографий площади перед Курским вокзалом разных лет. Это дореволюционный зимний снимок.

-3

Это вокзал со стороны платформы. Как тогда одевались люди в дорогу!

-4

А вот фото 1930-х годов. Смотрите сколько лавочек, деревьев, общественный транспорт. Какое гармоничное общественное пространство перед вокзалом.

-5

А это уже 1954 год. На площади появляются машины.

-6

Деревьев уже нет, лавочки убрали, но пространство все еще остается.

-7

Перестройка с сохранением

Вообще, идею перестроить вокзал выдвигали с 1930-х годов. Тогда даже провели всесоюзный конкурс. Идеи были смелыми.

Но ни одну из них не реализовали и обошлись тогда лишь капитальной реконструкцией здания 1896 года.

Но наступили 1960-е и Курскому вокзалу архитектора Орлова пришел конец. Ну то есть как конец... Формально здание сохранили, но встроили его в новую стеклянно-бетонную конструкцию. Вот идет стройка.

-9

Вы видите здесь старое здание? И я не вижу. И здесь не вижу, хотя тут вокзал уже готов.

-10

А если издалека посмотреть?

-11

Тоже нет.

На самом деле, чтобы увидеть старое здание, нужно посмотреть на него со стороны платформ. Вот тут оно осталось во всех красе. Правда крыши платформ немного мешают.

-12

В этом старом зале сохранились шикарные залы ожидания – не чета советским.

-13

К сожалению, башенки снесли. И такого места внутри советского вокзала, откуда можно было увидеть весь старый фасад вокзала дореволюционного, тоже нет.

Хорошее ли здание советского Курского вокзала

Мне в комментариях к посту про Нижегородский вокзал, где я упомянул, что мне не нравится перестройка Курского, написали, что, мол, почти 50 лет прошло и здание уже тоже историческое и в общем-то неплохо смотрится.

Мне нравится, как «Архнадзор» объясняет, почему мы пока не воспринимаем советский модернизм, как нечто красивое:

Проблема восприятия модернизма в том, что этот стиль ещё не кажется нам «историческим» или хотя бы «старым» — несмотря на то, что со времени постройки многих его зданий прошли те самые сорок лет, после которых можно говорить о ценности данной архитектуры и сохранении каких-либо её образцов в качестве объектов культурного наследия.

Курский вокзал, наверное, мог бы уже восприниматься, как некий достойный архитектурный объект, если бы на него можно было взглянуть издалека. Но этому мешает построенное при покойном мэре Москвы Юрии Лужкове здание торгового центра «Атриум». Теперь перед вокзалом нет площади. Совсем. И вид на вокзал со стороны Садового кольца примерно такой.

-14

Краеведы и архитекторы говорят: почти все дореволюционные вокзалы в Москве подверглись перестройке в советское время, но все они сохранили фасады и их не загородили новые ТЦ. Курский вокзал утратил фасад дважды. И лишь дореволюционные залы, сохранившиеся внутри, ласкают глаз здешнего пассажира.