Случайно то, случайно это,
Всё так разумно, наконец,
Невольно жаждаешь ответа:
Скажи, Ты правда есть, Творец?
(Л. Шнейдер) [8]
Многие склоняются к мысли, что традиционная наука не может или же не хочет объяснить возможность существования нематериалистического явления природы — души и всего того, что связано с ней. Но это не совсем так. Попытки объяснить с научной точки зрения эти явления и выдвинуть свои теории предпринимались неоднократно. Еще Готфрид Лейбниц (1646–1716), физик и математик, один из величайших умов человечества, обоснованно доказывал, что душа нематериальна и бессмертна. Ему принадлежат следующие слова: «Тело смертно, душа бессмертна».
Из современных учёных давайте, к примеру, возьмём одного из наиболее солидных представителей научных кругов кандидата технических наук Геннадия Заднепровского, в недавнем прошлом бывшего учёным секретарём Всесоюзного комитета по проблемам энергоинформационного обмена в природе. По его мнению, в мире существует единый Разум, определяющий жизнь человека. По-другому говоря, это не что иное, как Бог.
История говорит о том, что были люди, имевшие контакт с этим Разумом и оставившие нам соответствующие повествования и наставления: Библию, Коран, Талмуд. Со временем разные переводчики и толкователи поработали над этими священными писаниями, и они дошли до нас в несколько завуалированной форме. Видно, в религии есть крупицы знаний, если не сказать больше, пришедшие к нам от вселенского Разума.
«…Не все мы умрем, но все мы изменимся» [1-е Кор. 15:51] — эти слова из Библии как бы являются подтверждением того, что с физической смертью человека не умирает его душа, не исчезают бесследно его мудрость, знания, опыт. Такого же мнения придерживался и врач В. Войно-Ясеневский, автор одного из учебников по хирургии, и он же архиепископ Лука, автор книг «Дух, душа, тело», «Бессмертие», «О внутреннем человеке». По воспоминаниям его современников, в операционную он входил в халате поверх рясы. [9]
Душа человека, представляющая собой нематериальное сотворение, существует независимо от его тела. Принимая это во внимание, можно сказать, что смерть человека не является смертью в полном смысле этого слова, а всего лишь переходом в новую форму бытия.
Интересен следующий факт. Американские учёные решили проверить, действительно ли есть душа у человека и покидает ли она его при смерти. Для этого они сконструировали специальные весы, позволяющие учитывать самые ничтожные колебания массы тела, рассчитывая получить тысячные доли грамма. С согласия родственников на эти весы клали умирающих. В результате выяснилось, что в момент смерти приборы фиксировали уменьшение массы тела от 2 до 6,5 граммов.
✞
И изыдут творившие добро в воскресение жизни,
а делавшие зло в воскресение осуждения.
(Библия от Иоанна, 5:29.)
Вот что рассказывает в своей книге «За дверями смерти» доктор Морис Ролингс, кардиолог Диагностической больницы в городе Чаттануга (штат Теннеси, США), о возвращении к жизни одного из своих пациентов, почтальона 45 лет, с заболеванием сердца:
«Однажды его сердце остановилось, и я никак не мог найти пульс. Но его мышцы подергивались и по всему телу проходили судорожные конвульсии. Постепенно он стал синеть.
Я начал делать закрытый массаж сердца, а медсестра предпринимала попытки вдохнуть воздух в лёгкие несчастного. Но сердце не реагировало. Тогда я наложил электроды на область сердца и включил электрический ток при помощи специального аппарата.
Мой пациент стал оживать. Но, когда я отнимал аппарат и убирал компрессы с груди, пациент снова терял сознание, опять умирая.
Всякий раз, когда сердце начинало биться, он кричал: «Я в аду! Я в аду!» Он весь дрожал и бился, умолял меня, чтобы я его спас. Я и сам был испуган до смерти.
Процесс возвращения к жизни продолжался. Почтальон вновь и вновь умолял не останавливаться. Обычно при таких обстоятельствах большинство моих пациентов, приходивших в сознание, просили убрать руки с груди. Я человек крепкого телосложения, и мой метод закрытого массажа сердца временами причинял повреждения рёбер. А этот беспрерывно просил: «Не останавливайтесь!»
Пациент переживал настоящий ужас. Зрачки расширились, он был весь мокрый от пота и дрожал. Он сказал: «Неужели вы не понимаете? Я уже в аду! Как только вы прекращаете массаж, я вновь лечу в ад. Смилуйтесь, прошу, не дайте вновь попасть в ад».
Я ему ответил, чтобы он попридержал свой «ад» при себе. Помню, ещё добавил: «Я сильно занят. Не доставай меня своим “адом”, чтобы я сделал всё как надо».
Тогда он сказал: «Не знаю, как вас просить: помолитесь за меня».
Молиться за него! Я ответил, что я врач, а не проповедник.
«Помолитесь за меня!», — повторил он.
Я понял, что иного пути нет. Это было последнее желание умирающего. Тогда я сказал, чтобы он повторял за мной импровизированную молитву. Её слова были примерно такими:
«Господи Иисусе! Спаси меня от ада.
Прости мне мои прегрешения.
Ныне вверяю всю свою жизнь Тебе.
Если я умру, прими меня на небесах.
А если останусь жить, я навеки буду жить для Тебя».
Мне удалось его спасти. После больницы я пришёл домой и вытер пыль с моей Библии, чтобы узнать побольше про ад.
Через два дня я вернулся к своему пациенту, прихватив с собою блокнот и карандаш, чтобы записать все его переживания про ад. Но он с удивлением взглянул на меня: «Какой ад? Не помню никакого ада».
В подобных случаях все, кто «отходил в ад», напрочь забывали свои ужасающие внетелесные переживания. Видно, такова реакция их сознания». [3]
✞
Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему
должны поклоняться в духе и истине.
(Библия от Иоанна, 4:24)
На тему небытия и смерти говорить довольно тяжело. И не только потому, что у нас долгое время не признавали существования души и что наша идеология относила её к области мистики и выдумок — просто многое очень трудно объяснить, а практически единственными свидетелями в данном вопросе выступают люди, одной ногой уже шагнувшие в «царство теней».
Для чего Природа создала человека? Для того, чтобы тот мог прожить отведённое ему время и уйти, не оставив следа? Вряд ли. Слишком уж человек совершенное создание (с одной стороны, конечно). А в окружающем нас мире всё несет печать закономерности и подчиняется не писаным человеком законам...
В мозгу человека есть участки, доступ к которым блокирован нашим подсознанием, и учёные не могут совершенно точно ответить, за что отвечают эти участки. Не происходит ли так, что во время клинической смерти мозг их разблокирует, и человек начинает воспринимать то, что раньше было ему недоступно?
Академик Академии медицинских наук В. Казначеев, приверженец полевой формы жизни, утверждает, что в природе существует такое понятие, как «тонкое тело» (проще говоря, — душа), что подтверждается тысячами экспериментов. Оно способно перемещаться в пространстве со скоростью мысли и преодолевать любые преграды. Расчёты свидетельствуют, что даже в эпицентре ядерного взрыва тонкое тело способно сохраняться.
Исходя из этой теории, человек представляет собой сочетание физического тела и «тонкого тела» (или, тела и души). Первое из них относится к биологической форме жизни, а второе — к полевой. Причём, тело смертно, а душа — нет, что само по себе вовсе не противоречит общим законам физики. Душа является носителем информации, накопленной человеком за всю его жизнь, а также информации о самом человеке.
Некоторым подтверждением этому может служить существование так называемых фантомных болей. Например, человеку ампутировали руку, а ему всё ещё кажется, что болит именно та, уже не существующая рука. Он по-прежнему воспринимает её. Нередко приходится даже принимать обезболивающее, хотя, казалось бы, чему оно поможет?
Исследователи заметили, что существующее вокруг человека, и отчасти повторяющее его форму биополе в определенной степени независимо от организма. Так, даже после ампутации руки на её месте виден (при помощи специальных приспособлений) призрак руки, — биополе долгое время сохраняет информацию о ней. Отсюда и мучительные фантомные боли.
✞
«Женщина, умирающая в родильном зале. Она лежит в луже крови, слышит, как плачет её только что родившийся ребёнок, и ничего не может поделать. Она говорит: «Я как будто становлюсь вдруг на пьедестал над своим телом. Я вижу всё. Вижу, как врач махнул рукой и пошёл писать историю болезни. Мне не тягостно, не больно. Меня волнует только мой ребёнок, который громко кричит.
Вскоре входит какой-то врач и начинает стучать меня по щекам. Я хочу сказать ему: не надо мучить моё тело. Я подлетаю, но он меня не видит.
Потом влетает целая бригада, среди которых есть и хирурги. Они говорят: «Ну что же вы, такая молодая!»...
Дальше мне стало как-то не по себе, потому что эта бригада начинает что-то делать с моим телом. Я хочу убрать их руки, но они проходят сквозь меня. Я понимаю, что они меня не видят. Тогда я смотрю под потолок родзала и начинаю метаться. Вижу бабушку, которая умерла восемь лет назад. Она говорит мне: «Перестань волноваться! Тебе ещё рано. Входи в своё тело обратно». Я всё равно волнуюсь. Вижу подругу, с которой вместе сидела за одной партой в колледже. Она мне говорит то же самое.
В это время какой-то находчивый врач втыкает в розетку дефибриллятор. Разряд в сердце. Какая-то неведомая сила втягивает меня обратно. Появляется боль, кровь, крики. Меня возвращают к жизни...».
✞
Тяжело в лечении, легко в гробу.
(Шутка, приписываемая врачам)
Есть одно редкое слово, не зарегистрированное в наших словарях — эвтаназия, что по-гречески означает «лёгкая смерть». Эвтаназия — это право человека на смерть. Да, существует даже такое право. Лет десять-пятнадцать назад в различных кругах обсуждался вопрос, закреплять ли за человеком это право юридически и будет ли этичным для медицинских работников помочь неизлечимо больному и страдающему отойти в мир иной. Таким правом обладал бы смертельно больной человек, для которого жизнь становилась мукой, а медицина была бессильна помочь ему.
Предполагалось использовать для этих целей, например, безболезненные, но более или менее быстро умерщвляющие уколы. Но прийти к единому знаменателю медикам, учёным и юристам так и не удалось. С одной стороны, казалось бы, почему не помочь мучающемуся от невыносимых болей человеку, тем более, если он сам молит о смерти, как выходе из делающих невыносимой жизнь страданиях? А с другой, как тебе, врачу, отнять у человека то, что не тобой дано? Забыть о клятве Гиппократа? Да и в конце концов, что ни говори, но это убийство.
В общем же, после недолгого обсуждения, дискуссии на тему эвтаназии прервались, но не потому, что учёные мужи пытались отнять у бога право судить, решать судьбу (судьба — 'суд божий') человека, а из-за навалившихся тогда на страну проблем иного рода. (Единственным, которому дали право на смерть, и кто этим воспользовался, был Советский Союз, — после смертельной инъекции наркотика СНГ, сделанной в Вискулях тремя опытными врачами, пациент тихо и спокойно скончался).
Остаётся ещё добавить, что в некоторых странах право на добровольную смерть всё же предоставлено и известно немало случаев, когда им воспользовались.
✞
Нет, весь я не умру...
(А. Пушкин)
Итак, давайте вернёмся к этапам процесса умирания, в той или иной мере повторяющимся у большинства людей, побывавших в состоянии клинической смерти. Прежде всего, следует сказать, что большинство ставших на грань жизни и смерти, не в состоянии найти таких слов в человеческом языке, чтобы адекватно отразить пережитое ими. Они говорят, что «не существует прилагательных и превосходных степеней, чтобы описать всё это». [4,19]
Ещё одна характерная особенность — способность человека слышать всё происходящее вокруг него в то время, как его уже признали умершим. Информация такого рода впоследствии подтверждается как врачами, так и присутствующими при смерти. Один из типичных рассказов:
«Я находилась в больнице, но врачи не могли установить, что со мной, поэтому доктор Джеймс, мой врач, направил меня вниз, к рентгенологу... Вначале препарат, который должны были ввести, проверили на моей руке, так как я подвержена аллергии к медикаментам. Но реакции не было, после чего мне стали вводить это вещество. Однако, после его введения у меня остановилось сердце. Я услышала, как рентгенолог, работавший со мной, подошёл к телефону, очень чётко набрал номер и сказал: «Доктор Джеймс, я убил вашу пациентку миссис Марвин».
Но я-то знала, что не умерла, поэтому пыталась шевельнуться или дать им знать, но не могла. Они решили реанимировать меня. Я слышала, как они обсуждали, сколько кубиков чего-то мне ввести, но не чувствовала уколов от иглы. Я совсем ничего не чувствовала, когда ко мне прикасались». [4,19]
✞
Как закончу последнюю жизни главу,
Я скажу вам: «Не надо печали!»
Гляньте в небо — я эхом меж звезд уплыву
В затуманные гулкие дали,
Где нет боли побед и безгрешия лжи,
Нет радости при расставанье,
Нет вина в кабаках, нет взглядов на жизнь
В тихом омуте существованья.
(А. Лобков) [5]
Первым же этапом процесса умирания можно назвать ощущение мира и покоя. Многие после тяжёлых травм и сильных болей сразу же обретают необычайное облегчение и умиротворённость, у них исчезают тревоги, ощущение тепла или холода, появляется чувство невесомости. Некоторые даже отдают себе отчёт в том, что они уже умерли. Практически все отмечают это состояние как очень даже приятное.
Далее можно отметить возникновение в момент смерти или появление непосредственно перед ней не совсем обычных слуховых ощущений. Для одних они неприятны и похожи на жужжание, появляющееся внутри головы, или на громкий гул ветра, щёлканье, рёв или стук. Другие же вспоминают что-то вроде звона колоколов или прекраснейшей музыки.
Наиболее же характерная деталь повествований связана с чёрным или тёмным туннелем. Одни называли его колодцем, пещерой, цилиндром, трубой, другие — пустотой, долиной или дымоходом, коридором. Впрочем, они имели ввиду одно и то же. Это замкнутое пространство, через которое умирающий проносится с большой скоростью на начальном этапе. Вслед за этим человек оказывается вне своего тела, — он как бы смотрит на него сверху.
В конце туннеля — необычайно яркий свет или сияние, и вместе с тем чувство свободного падения и растворения в пространстве. За этим часто следует встреча с кем-то мудрым и добрым. После общения с этим Некто и происходит обычно возвращение к жизни. Причём почти все возвращаются ради чего-то не сделанного ещё или не доведённого при жизни до конца. А вот чего конкретно ради — объяснить затрудняются.
Часто говорят, что нет таких слов и красок, которыми можно было бы описать пережитое. Но, как бы то ни было, посещение «царства теней» ни для кого не осталось бесследным. Меняется отношение к жизни и смерти, появляются не бывалые до того знания, преображается характер, люди приходят к выводу, что «самое важное в жизни — это любовь и доброта». Только через них можно постичь, что в этом мире существенно, а что нет» (норвежский психолог Вальдемар Лем).
✞
Норвежка Элизабет Кнудсен после операции потеряла сознание:
«Я провалилась и понеслась по тёмному тоннелю, в конце которого брезжил свет. И вдруг выпала в иной мир — окунулась в плотное, почти на ощупь осязаемое сияние. Оно было всё, и шло ниоткуда. Я растворилась в нём, но в то же время осталась сама собой. Потом в одной точке свечения обнаружила что-то вроде уплотнения. «Оно» не было материей, но одухотворённым существом, ещё более светлым и радостным, чем всё вокруг. Мы «разговорились» без слов. Я спросила: «Можно я останусь?» Существо ответило: «Рано.» Я настаивала: «Но ведь я так слаба...». «Оно» засияло ещё ярче, дало мне огромную энергию, невыразимую любовь и нежность, повернуло меня вспять, подтолкнуло. Я прониклась убеждением, что мне необходимо вернуться ради чего-то важного, но не сделанного .... Меня возвратили к жизни врачи. Или «Оно»?
✞
Призрачно всё в этом мире бушующем
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим —
Именно он называется жизнь.
(Из песни)
Одна из интересных теорий жизни и смерти принадлежит западным учёным, которые для популярного изложения её сути привели пример голографии. Как известно, голография — это метод особо точной записи и воспроизведения трёхмерных (объёмных) изображений, основанный на использовании лазерного луча. Создаваемое по этому методу изображение на специальной пластинке носит название голограммы. Но если расколоть эту пластинку на мельчайшие куски, то, тем не менее, в каждом из осколков по-прежнему сохранится всё изображение целиком.
Учёные выдвигают предположение, что человеческий мозг являет собой подобие определённого рода интеллектуального фильтра, который, как и голограмма, обрабатывается лучом, но лучом особого рода, — из среды сверхсветовых скоростей. Они утверждают, что предметы окружающего нас мира (да и весь мир целиком) есть не что иное как голограммы. Так что Вселенная — это не реальность, а лишь видимость, своего рода картинка или изображение. «Тогда что в этом мире есть смерть?» — спрашиваем мы. Ответ, который дают западные учёные на этот вопрос, следующий: смерть — это момент головокружительного скачка через световой барьер, когда сознание переходит в мир, где останавливается ход времени.» [9]
✞
Агнета Бергенхейм из Швеции на улице потеряла сознание. Вызвали «скорую».
«Я слышала, как доктор окликал меня, но ответить не могла. Вдруг оказалась под самой крышей автомобиля. Увидела, как врач склонился над моим телом. Он был в отчаянии. ...Долго разглядывала себя, лежащую с закрытыми глазами. Ничего хорошего: лицо бледное, искажённое, чулок съехал. При всём при этом не забыла, что у меня четверо детей, которых не хотелось покидать. Даже несмотря на то, что в этот момент меня переполняло неописуемое тихое счастье, совершенный душевный покой. И ещё одно удивительное ощущение: между мной и тем, что было вокруг, как будто не существовало грани — я была частицей единого мира. Слова теперь кажутся такими неуклюжими, нескладными, когда пытаешься описать всё это. Вдруг — резкий, слепящий свет. Постепенно он смягчился. Я опять почувствовала себя лёгкой, умиротворённой и всё понимающей. И поплыла к чему-то желанному. Потом мне сказали, что у меня была остановка сердца. Это событие меня потрясло, но оно не было ужасным. Наоборот, я его вспоминаю как удивительно отрадное переживание.»
✞
Бог же не есть Бог мертвых, но живых,
ибо у него все живы.
(Библия от Луки, 20:38)
Все мы знаем христианские традиции, согласно которым хоронить усопшего можно лишь на третий день, так как три дня душа ещё держится в теле (при теле?). Далее душа сорок дней летает, затем превращается в маленькую частичку и отлетает к небу. Поэтому верующие на помин души в память об умершем отмечают сороковой день, а в течение всего этого срока читают молитвы о нём, называемые сорокоустом.
Крест, который ставят над могилой, служит не только памятником, но и ещё своего рода антенной, направленной к небу. Перекрестие же, выражаясь техническим языком, является отражателем. Говорят, что некоторые люди способны замечать появляющиеся иногда тонкие светлые полоски, тянущиеся от креста вверх.
Что ещё интересно, исследователи утверждают, что купола церквей неспроста имеют такую форму. Помимо того, что купол обладает отличными акустическими свойствами, он ещё служит хорошим резонатором для электромагнитных волн, идущих из космоса. Энергия этих волн концентрируется внутри церкви и способна убивать болезнетворные микроорганизмы. Этими же свойствами обладают и ультразвуковые вибрации воздуха при колокольном звоне.
✞
[Конец второй части. Продолжение следует...]