Я рассказал о четырех из своих десяти правил в прошлой статье. Пожалуй, не буду тянуть и перейду сразу к делу!
5. Начните устраивать встречи командой.
Раз в пару недель можно сходить в бар или просто делайте перерывы в работе и общайтесь всей командой на отвлеченные темы.
Пример: Когда вы работаете с человеком, вы видите его с одной стороны, когда вы пьете вместе пиво, человек открывается совсем с другой. Как руководитель, зная все грани человека, проще с ним общаться и работать.
6. Главный совет — завидите маркирную доску в отделе.
Я серьезно! Я не всегда понимаю, что на ней писать, но она обозначает главное — центральное место у вас в офисе, что дает вашей команде место для собраний. И как подсказывает практика, имея маркирую доску, вы всегда найдете что на ней писать.
Пример: У нас все знают, что маркерная доска в отделе — лобное место. Все её постоянно просматривают и вот…
Был тяжелый месяц и нам очень прилично не хватало до плана. Что я начал делать? На доске написал сумму, которой нам не хватало до плана, и каждый день начал её зачеркивать и писать новую с учетом ежедневных поступлений. А менеджерам объявил, что для нас это вопрос чести, это наше Ватерлоо.
В этот месяц мы перевыполнили план на 15 рублей (обычных таких рублей, без лишних нулей и с гербом на обороте). Как мы это праздновали... Таких высоких результатов в такие сжатые сроки у нас никогда не было.
7. Давайте сотрудникам контролируемые и точно рассчитанные послабления
Как говорил герой одного американского фильма своим солдатам: «Я требую от вас много, но и даю не мало! Вот вам пиво, а вот вам забава! Развлекайтесь, это мой приказ!».
К чему это я? Повесьте дартс или баскетбольное кольцо, чтоб люди могли отвлекаться от постоянной работы и чуть расслабляться. Естественно, все должно быть в рамках.
Это не нужно делать с глухим лицом. Вы принесли подарок. За отличную работу самому лучшему коллективу, поверьте ребята будут очень рады. Я всегда был сторонником того, чтоб менеджеры сами обустраивали свой отдел. Теперь у нас есть кресло-мешок и дартс и ты себя чувствуешь, как дома. Ведь работать целый день в сером, банальном офисе очень тяжело…
8. Защищайте своих специалистов.
Не давайте в обиду, другим руководителям других отделов, а иногда и от высшего начальства. Понятно, что это надо делать не слепо, но в те моменты, когда вы понимаете, что нападки необоснованны — защищайте.
Пример: У нас в отделе все знают, что все должно быть честно и справедливо. Если нарушаются права одного из нас, то мы заступаемся все вместе, а это уже и есть командный дух.
Т.к. у руководителя больше полномочий и возможностей отстоять права, поэтому именно вы должны не давать в обиду своих подчиненных.
9. Приучайте к тому, что каждый специалист должен работать не только на себя, но и команду.
Если к вам в отдел продаж звонит клиент и спрашивает менеджера, которого сейчас нет на месте — это не значит, что надо прокатить этого клиента, если он не ваш. Продай за другого, сделай приятное и к тебе обязательно вернется все добро!
Пример: Ох как это не легко! Когда я пришел, было одно правило, если менеджера нет на месте и позвонил его клиент, мы должны записать ФИО и контактный телефон и когда менеджер вернется, то он перезвонит.
Я стал с этим бороться! Каждый звонок, который идет к нам должен быть продажей! За то время, пока менеджер вернется и перезвонит может мир перевернуться, а клиент уйдет! Поэтому, надо продавать здесь и сейчас. Но кому охота возится с чужим клиентом?
Началось с того, что я сам начал продавать за других, а потом торжественно передавать счет или заказ менеджеру. Естественно ему было очень приятно и он тоже хотел побыть в роли такого победителя — добродетеля. Как итог, через месяц мы с огромным рвением продавали не только для себя, но и для товарища!
10. Мозговой штурм!
Разбирайте сложные ситуации все вместе. У нас весит та самая маркерная доска, про которую писал ранее, и всех тяжелых клиентов и ситуации мы разбираем на ней и все вместе.
Пример: Большинство коммерческих предложений, идей мы придумали сообща. Когда рынок в очередной раз трясло, мы приняли решение звонить по постоянным клиентам.
У нас в компании, как я писал ранее, есть отдел по работе с постоянными клиентами и отдел продаж. Отдел продаж не работает с постоянными клиентами, но для увеличения продаж мы решили пойти на этот шаг, допродавать постоянным клиентам дополнительные услуги.
Встал вопрос, а как им звонить? Как представляться? У них есть личные менеджеры, которых они знают давным-давно, а вот мы им чужие и можем только зря злить своими до продажами.
И ребята сами придумали крутейший ход. Мы звонили «По программе лояльности» и узнавали, как им продукт и между делом продавали. Это было круто, т.к. повысили лояльность постоянных клиентов до небес и заработали денег.
Вместо вывода
Самое интересное, для руководителей построение командного духа всегда дается по-разному. Кто-то может встать на стол и махать шашкой, и люди пойдут за ним! А кто-то может делать все, разве что только на ушах перед подчиненными не ходить, и у них ничего не получится.
Где бы я не работал, для меня поднятие командного духа никогда не было проблемой. В чем секрет — в харизме или в простых шагах, которые я описал — я не знаю! Думаю, что все в совокупности. Но вы точно не должны быть холодными, зазнавшимися амебами. Покажите вовлеченность, добавьте «крепкого словца» и будьте честны, люди пойдут за вами и вы можете сплотить любой коллектив!
Когда в конце 2014 года экономику начало сильно лихорадить, а доллар подскочил до небес, когда телефоны в отделе продаж замолчали, пик нашего командного духа был велик и мы прошли все проблемы с минимальным падением. Мы понимали, что не зависим от внешних факторов, т.к. мы профессионалы, а любые проблемы разберем вместе и все преодолеем. Так и произошло. И все благодаря тому, что мы были командой суперменеджеров!
Помните, что любое изменение дается тяжело и воспринимается в штыки! Выстраивание командного духа — дело не легкое и требует системности. Начните с маленьких шагов и двигайтесь целенаправленно, преодолевая все сложности и будет вам счастье.
Спасибо за внимание!
Для тех, кто пропустил, ссылка на первую часть статьи: Как создать команду суперменеджеров: 10 простых правил (часть 1)