Теперь тут только сажа и угли, и одни полиэтиленовые пакеты парят над чёрной пустошью. Когда мы все наконец передо́хнем — а я отвожу человечеству от силы лет двести, белые пакеты ещё несколько веков будут носиться над землёй. Возможно, всё, что останется от нашей цивилизации, от нашего мира — эти пакеты, наши нетленные испражнения. Лучший памятник нам, ничтожествам.
В 2010 году студия 4A Games подарила нам настоящий шедевр — игру с одноимённым названием. Многие сотрудники этой компании ранее работали над культовой игрой «S.T.A.L.K.E.R.». С первого взгляда я был очарован мрачной атмосферой русского постапокалипсиса. Я мог бы подробно расхваливать динамику событий, насыщенность сюжета и внимание к деталям, но это тема для отдельного разговора.
Чтением я тогда особо не интересовался, но постепенно стало приходить осознанное понимание, что таким качественным играм должен соответствовать и изначальный импульс. Не могло же снизойти цифровое вдохновение от пустотелой идеи?
НИЖЕ РЕЧЬ ПОЙДЁТ О КНИГЕ, А НЕ ИГРЕ.
Новичкам не стоит переживать, ведь наш герой достаточно наивен в своих первичных странствиях, на чём и базируется справедливое равенство восприятий. Хотя темп книги достаточно размеренный, позволяющий нам разглядеть многие подробности, но никогда не возникает чувства чего-то избыточно-лишнего. Всегда ровно столько, чтобы надежно затянуть все гайки интриг и смело продолжить эксплуатацию читательского внимания.
Также в ход повествования аккуратно оформлены философские вкрапления с такой тактичностью, что впору это назвать интеллектуальной вакцинацией. Протагонист получает небольшие дозы видов новых смысловых высот, чтобы в дальнейшем избежать умственных потрясений мировоззрения и остаться в стабильной концепции мироздания. Но мозг предательски суммирует в себе всю дрянь и заболевает легкой формой абсурдности бытия, оставляя больного узником свободы измышлений в конвульсиях сомнений.
К чему же всё это? Я просто пытаюсь выделить одну из черт характера книги: данный роман-антиутопия ближе к размышлениям, чем к боевику. В совокупности мы получили самобытную субкультуру от мира апокалипсиса.
Лично мне понравились рассуждения о вселенском одиночестве, судьбе и техническом прогрессе в неумелых руках человечества. Сам герой будет подозревать свою избранность, анализируя минувшие приключения, но и ей найдётся рациональное объяснение.
Падение цивилизации придаёт смелости предрассудкам, словно это стая шакалов вокруг раненого льва. Но иногда и предрассудки не появляются на пустом месте… Хорошо подмечена опасная суета радикальных идеологий, когда нормальный человек просто пытается выжить и свалить подальше от греха. Люди всё также убивают друг друга под абстрактные лозунги идей: расизм, религия, патриотизм… А кто-то просто умудряется любить и собственные корни, и ценить остальной мир как равноправное чудо. Сердце человека способно на огромную любовь, но заместо этого высокие чувства уступают место ненависти.
В целом сюжет почему-то напомнил мне религиозную суть. Во времена упадка появляется надежда, но человек способен только ощетиниться и укусить протянутую руку, подобно настоящему дикарю. Смысл цепляться за оболочку технического прогресса, если изнутри её сжирает коррозия безнравственности. Неудивительно, что всё вокруг погрязло в ядерном пепле будущего.
Такие процессы свидетельствуют не просто о человеческих жертвах, а о том, что более тонкие пласты мироустройства нарушены. Недостаточно заново отстроить здания и наладить экономику, то есть бороться с симптомами. Этот мир болен на более глубинном уровне, но мы спохватимся о последствиях только тогда, когда будет слишком поздно.
Герой, в свою очередь, не напоминает машину для убийств, но упорства и смелости для выхода из зоны комфорта/опасных ситуаций ему не занимать. Также он вполне способен вызвать сопереживание, ибо слабости очеловечивают его образ и делают более правдоподобным. Параллельно вы можете отслеживать весь маршрут по туннелям и станциям, используя здешнюю карту метро, что также вносит особый шарм.
Стоит запастись терпением в том плане, что некоторые важные вещи будут объяснены лишь в самом конце, вплоть до последней главы. Я уже ловил себя на мысли, что к чему описания каких-то ступеней или очередных чайных попоек, когда на взаимоотношения с Чёрными затрачена одна сомнительная страничка, оставляющая много вопросов. Но заключение устаканило все мои возмущения, так что будьте спокойны насчёт поиска ответов на вопросы.
Только после прочтения книги понимаешь, что многое не было внесено в игру или было представлено очень скупо. Мир «Метро 2033» получил душу и заиграл для меня новыми красками, оживляющими мрачную панораму разрушенной Москвы. 10/10.
С неба медленно опускались опускались жирные серые хлопья, припорашивая грязную бурую землю, чёрный рассохшийся асфальт. Я подставил им ладонь, растёр их пальцами.
— Ура ! Снег ! — всё кричал мальчишка.
— Это пепел, — сказал ему я.