Как-то раз я уже вспоминал про этого чудесного персонажа из истории восстания декабристов. Потому что Александр Якубович, а речь сейчас пойдет именно о нем, прославился по полной программе еще в 1818 году, когда во многом из-за его языка грянула знаменитая «четверная дуэль».
Если вы не в курсе этой весьма знаменитой дуэли, то отсылаю вас к моей статье «Четыре знатных дворянина и одна смазливая балерина», в которой все подробно рассказано. Тут же отмечу только то, что герой моего сегодняшнего рассказа, можно сказать, подговорил своего друга на дуэль, сам стал секундантом. Есть мнение, что Якубович, отчаянный бретер устроил эту дуэль ради самой дуэли, чтобы нервы пощекотать.
Друг, Вася Шереметев, в итоге поймал пулю в живот, а Якубович потом из-за этого стрелялся с Грибоедовым, бывшим секундантом с другой стороны. Да, тем самым, который «Горе от ума», посол в Персии и расплата с русскими алмазом «Шах» после того, как Грибоедова не стало из-за слишком буйных персов.
Так вот, еще раз отмечу, что Якубович показал, что обладает длинным языком и способностью влезать в истории еще задолго до восстания декабристов. Впрочем, нас тогда в Петербурге не было и судить, как было правильно поступать в той ситуации – не нам. Тем более, что сосланный на Кавказ он воевал храбро, был награжден, повышался в званиях, был ранен в бою. Он и в Петербурге, собственно, оказался из-за раны, которая до конца не заживала, поэтому он приехал лечить ее в госпитале у тогдашних светил медицины.
В Петербурге он появился в 1825 году и сдружился с офицерами и чиновниками, входившими в Северное общество. По принятому 13 декабря плану, Якубовичу отводилась очень важная роль, причем он вызвался на дело сам. Именно Якубович должен был показать матросам Гвардейского экипажа, как настоящие офицеры, служившие на Кавказе, стоят под пулями. Его задачей было поднять эту гвардейскую часть, потом Измайловский полк, используя эффект домино или нарастающей лавины. Части под его командованием должны были занять Зимний дворец. Красивый был план.
Вот только главный его исполнитель утром в Гвардейский экипаж … просто не пришел. Да, человек, которому отводилась одна из важнейших ролей в восстании, свою задачу не выполнил. Не надо валить на одного Трубецкого, что он струсил, там еще было полно таких деятелей.
Интересно, что потом, когда Московский полк, поднятый Александром и Михаилом Бестужевыми, а также Дмитрием Щепиным-Ростовским, прошел мимо его квартиры в сторону Сенатской площади, Якубович поднял свою шляпу на сабле и с криком «Ура, Константин», пошел впереди полка…
Ровно затем, чтобы вскоре уйти с площади и вскоре встретиться с Николаем I, чтобы сказать ему:
- Я был с ними, но услышав, что они за Константина, бросил и явился к Вам.
После этого Якубович сам себя назначил то ли парламентером, то ли гонцом.
Он ходил в каре, стоявшие на Сенатской, чтобы сказать там, что новоявленный император их боится.
Потом шел к Николаю, чтобы заявить тому, что мятежники уступать не собираются.
В общем, вел свою личную двойную игру, впрочем, быстро закончившуюся, потому что Николай I был не глупым человеком и сразу понял, что тут что-то не так. А в каре мятежников после очередного появления Якубовича ему по слухам отвесили пощечину, назвав изменником. Смело, учитывая репутацию Якубовича, как бретера.
В фильм «Союз Спасения» он не попал. Возможно, авторы побоялись, что если включить его, то это слишком очернит декабристов. Потому что жутко неоднозначная личность. Какой он, на чьей стороне был? Думается, что ни на чьей, а вел какую-то свою очень хитрую игру. Вот бы роль у кого-то могла бы получиться!
Действия его в итоге расценили как предательство обе стороны и старались про него не вспоминать. С другой стороны, Николай Бестужев в своих письмах упоминал про рассказы Якубовича о Кавказе.
Да и на Кавказе его потом еще долго помнили, хотя он туда больше не вернулся, так и остался навек в Сибири. Дала о себе знать все та же рана головы, причем уже после того, как он отбыл свой срок каторги.
--------
Если вам интересна тема декабристов, то на моем канале можно прочитать про Артамона Муравьева-Апостола, историю о неубиваемом подполковнике Гебеле, интересном и очень умном декабристе Дмитрии Завалишине, смелом государственнике генерале Бенкендорфе, семье жесткого полковника Павла Пестеля, путавшего свой и государственный карманы, декабристе, участвовавшем в открытии Антарктиды или про знаменитые "кандальные кольца" декабристов, а также о том, как декабрист захотел отпустить крестьян на волю, а те наотрез отказались от такого "счастья".
----------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.