Оскар Уайльд (Стивен Фрай) и Альфред Дуглас (Джуд Лоу). Кадр из фильма "Уайльд" (199
Мать не чаяла в нем души и звала его "Бози" (от английского bossy - boss) за привычку всеми командовать, да и сам он был о себе весьма лестного мнения. "Ничто не помешает мне сказать, что я был ослепительно красив, несмотря на весьма юные годы", - писал о самом себе Альфред Дуглас.
Их свел "Портрет Дориана Грея", книга, которую Альфред прочел взахлеб 14 раз подряд. Он был так впечатлен произведением, что тот час же решил во что бы то ни стало познакомиться с автором. К счастью кузеном молодого человека был Лионель Джонсон, который и познакомил Оскара Уайльда со своим другом.
На дворе стоял знойный июнь 1891 года и юный Бози предстал перед Уайльдом в белом костюме с небрежной копной своих золотистых волос. Должно быть он и правда напоминал цветок, поскольку Оскра Уайльд сразу же окрестил его "нарциссом". Так состоялось роковое знакомство Оскара Фингал О Флаэрти Уллис Уайльда с Альфредом Брюсом Дугласом - третьим сыном девятого маркиза Куинсберри.
Несмотря на впечатляющую внешность юноши первая встреча к тесному знакомству не привела. Писатель и будущий поэт вместе вращались в светских кругах, здоровались друг с другом при встречах в салонах и театрах, Бози попросил Уайльда посмотреть пару его стихов и получил на них вполне удовлетворительные рецензии, но не более того. Будущих любовников сблизил шантаж.
Юный Альфред никогда не был разборчив в связях и половине из своих знакомых писал весьма фривольные и высокопарные письма. Один из таких знакомых решил шантажировать Дугласа, рассчитывая, что состоятельная семья молодого человека пожелает избежать скандала и с готовностью заплатит. Но Альфред не хотел обращаться за помощью к своим родным, которые и без того не одобряли его образ жизни и все время угрожали "снять его с довольствия". Молодой человек обратился за помощью к Оскару Уайльду, который и уладил конфликт, заплатив за опрометчивые письма своего протеже ни много ни мало 30 фунтов.
Цена эта в ту пору была для Уайльда смехотворной. Его пьесы пользовались бешеным успехом. Одна только постановка "Как важно быть серьезным" принесла автору 7 тысяч фунтов за год. Доходы от литературы позволяли автору жить на широкую ногу и его юного протеже это более чем устраивало. Он свел Уайльда с толпой своих знакомых, которые целыми днями сопровождали автора и его поклонника, заказывая шампанское и втягивая всех в череду бесконечных кутежей и интрижек.
Вспоминая в своих письмах и дневниках этих молодых людей Уайльд писал, что "кутить с ними то же самое, что пировать с пантерами". Сухопарые, изящные, затянутые в черные смокинги, - они и впрямь выглядели стаей пантер, когда вальяжно рассаживались в дорогих креслах салонов и мужских клубов. В компанию входили Альфред Тейлор - сын богатого производственного магната, Сидни Мэвор - будущий священник, Морис Швэб, Фредди Аткинс, Эдвард Шелли и Альфред Вуд - все дети почтенных семейств с приличным доходом. Они представляли собой редкие цветы викторианской эпохи, взращенные фамильной роскошью и не видящие в жизни иной цели кроме удовлетворения собственных прихотей и бесконечного расточительства.
Дабы не шокировать жену и детей этой фривольной стаей в 1893 году Оскар Уайльд переехал в отель. Несмотря на то, что об их связи с Альфредом Дугласом в ту пору знал уже весь Лондон, писатель пытался сохранить хотя бы видимость благопристойности и просил своего друга заходить в отель с черного хода, но сам Бози не испытывал ни малейшего желания скрывать их связь. Он являлся только с парадного входа, обожал прогуливаться со своим знаменитым другом по центральным улицам Лондона, трепетно обнимал его в ложах театра и повсюду как бы невзначай забывал его письма.
Гиацинт, о мое сердце, белокурый, шаловливый,
Чьи глаза морскою синью светозарно горят,
Рот же пурпуром объят, словно дней моих закат,
Я люблю тебя, дитя, Феба баловень счастливый.
Голос твой нежней, чем лиры сладостны переливы,
Что, в ветвях играя с ветром, тихим шелестом звучат,
Стоит лишь рукою тронуть кудрей шелковый каскад,
Венчанный душистым хмелем и акантом прихотливым.
Ты ныне прочь спешишь, влеком разгадкой тайны
К Геракловым столпам, где в сумраке печальном
Спит Древности душа. Что ж, там омой персты
И возвращайся вновь, мне слишком нужен ты,
О Гиацинт! Твой облик идеальный
Мне грезится средь роз в садах моей мечты.
Стихотворение "Гиацинт" было написано Уайльдом Альфреду Дугласу в пору их разлуки, когда молодой человек отбыл в Оксфорд в очередной провальной попытке завершить свое образование.
Эта скандальная интрижка вызывала огромное неудовольствие маркиза Куинсберри. Сам маркиз никогда не отличался скромностью поведения и его любовные связи даже привели к тому, что его жене удалось с ним развестись. Редкий по тем временам случай, когда инициатором развода не только была женщина, но и общество ее в этом поддержало, ибо маркиз начал появляться "в обществе" в сопровождении своей любовницы - девушки "с пониженной социальной ответственностью". Но то были интрижки с женщинами. Поведение сына маркиз считал крайне предосудительным и не раз угрожал юноше, что лишит его дохода, если тот не одумается. Но доходов Уайльда вполне хватало на двоих (хотя семье писателя от них уже ничего не оставалось и жена содержала двоих детей на свои собственные средства).
Словом, юный лорд не прислушался к угрозам отца и даже обозвал того "престранным старикашкой". И тот решился зайти с другого края. Маркиз хотело освистать новую пьесу Уайльда в театре и закидать самого автора "тухлыми помидорами", но заговор был вовремя раскрыт и маркизу пришлось ограничится письменным изъявлением своего недовольства. Он прислал Уайльду в клуб открытку с надписью: "Оскару Уайльду, гомосексуалисту".
С открытки-то все и началось. Альфред уговорил Уайльда подать на отца в суд. Видимо рассчитывая, что благодаря популярности писателя, маркиза осудят, а, может, и посадят и он не сможет больше посягать на финансовое благополучие сына. Но план провалился. Маркиза действительно арестовали, но не продержали в участке и пары часов. А вот на судебном разбирательстве оказалось, что маркиз подготовился к процессу весьма основательно - толпа нанятых им частных детективов привела в суд не менее десятка молодых людей, которые подтверждали, что Оскар Уайльд состоял с ними в связи, что считалось по тем временам "грубой непристойностью" и каралось тюремным сроком. Многочисленные письма Бози, тоже не сыграли на руку писателю.
Сам Альфред скоропостижно отбыл во Францию и многочисленные друзья писателя уговаривали его последовать примеру любовника и покинуть страну не дожидаясь окончания слушаний. Но Оскар Уайльд до последнего верил в то, что ореол его славы защитит его и его не осудят. Он ошибся. 25 мая 1895 года суд приговорил писателя к двум годам и трем месяцам тюремного заключения.
Годы проведенные в тюрьме подкосили здоровье и оптимизм Уайльда. Он писал из камеры длинные и скорбные письма своему былому любовнику. Ни на одно из них Альфред не ответил. Вместо этого поэт пытался печатать собственные стихи, сопровождая их выдержками из писем своего былого покровителя. Но даже тень славы Оскара Уайльда не помогла Альфреду Дугласу войти в историю английской поэзии. Его стихи вскоре перестали печатать и предали забвению.
И тем не менее, несмотря на предательство одного и разочарование другого, былые любовники встретились вновь. Выйдя из тюрьмы Оскар Уайльд уехал во Францию, дабы восстановить свои силы и репутацию. Но любовь оказалась сильнее благоразумия и он написал Альфреду. Они сошлись и провели вместе зиму. Затеяли даже небольшое совместное путешествие по Италии. Но, несмотря на то, что любовники путешествовали инкогнито (Оскар Уайльд везде представлялся и подписывался как Себастьян Мельмот), они были узнаны прессой. На заметку в газете о том, что Уайльд и Дуглас были замечены вместе в приморском кафе сразу же отозвались жена Оскара Уайльда, которая предоставляла своему мужу "пенсион" с единственным условием - никогда не встречаться с Дугласом и мать Альфреда, которая так же спонсировала сына при условии, что тот будет держаться от Уайльда подальше. Любовники расстались в феврале 1889 года и больше не встречались.
Некоторое время спустя маркиз Куинсберри наконец-то умер и Альфред Дуглас получил наследство. Оскар Уайльд, который находился в ту пору в крайне стесненных обстоятельствах, написал своему былому другу пару писем с просьбой о деньгах, напоминая при этом, что он-то в былые годы ни в чем своему любовнику не отказывал. Альфред ответил, что увлекся играми на скачках и в настоящий момент не имеет возможности тратиться на что бы то ни было еще. Справедливости ради надо отметить, что наследство, полученное Альфредом, было намного меньше того, на которое он рассчитывал. Ибо маркиз, не отличавшийся благоразумием, промотал к своей смерти более чем существенную часть своего состояния.
Альфред Дуглас, пережил своего друга на 45 лет (Оскар Уайльд скончался в 30 ноября 1900 года). Бози всегда уделял много внимания заботам о собственной внешности и в 40 лет выглядел все еще моложаво, и не упускал случая обратить внимание общества на это свойство своей внешности, тем самым равняя себя с Дорианом Греем. Уже после смерти Уайльда он издал книгу воспоминаний "Я и Оскар Уайльд", в которой всячески отрекался от любовной связи с писателем и заявлял, что Оскар Уайльд "вел Англию и все ее общество во тьму и падение", тогда как он, Альфред Дуглас самой судьбой был призван остановить его.
Мы не станем обсуждать была ли связь между писателем и неудавшимся поэтом просто излишне нежной дружбой или это была полноценная любовная связь, замешанная на истинной страсти, но, невозможно отрицать, что, хотя это знакомство и стало для Оскара Уайльда роковым, все же именно период его общения с Альфредом Дугласом стал самым плодотворным для писателя.