Найти тему
Retailtainment

История визуального мерчандайзинга

Сегодня, прогуливаясь по торговому центру, мы даже не задумываемся о том, как общемировая история и прогресс торговой индустрии привели облик магазинов к современному виду. 
В 21 веке специалисты по витринистике, визуальному мерчандайзингу и продажам пользуются хоть и высокотехнологичными, однако, достаточно старыми методами привлечения клиентов. 
Представьте себе средневековье: скопление торговых точек образовывалось там, где пересекались пути древних челноков - они же известны как международные торговцы:) Точки соединения торговых путей были центром притяжения продавцов и покупателей. Многолюдные, разноязычные и, наверняка, очень колоритные рынки и - позже - торговые улицы - вот торговые центры того времени. Коммуницировать с покупателями, говорящими на другом языке, проще всего на языке визуальном - то есть языке визуального мерчандайзинга. Продавцы того времени прекрасно понимали, как подать свой товар так, чтоб привлечь любого, проходящего мимо. В ход шли и цвета, и запахи, и работа с моно-продуктом (как мы учим - богато, жирно). Вот где на самом деле зарождалась наука визуального мерчандайзинга. Торговля была семейным предприятием, а в некоторых случаях - кастовым признаком, потому секреты профессии передавались от отца к сыну. 
Осознанно работать с презентацией продукта как со способом выделиться среди конкурентов стали в период Великой Депрессии в США. Общая экономическая ситуация заставляла торговые предприятия находить все новые способы сохранить бизнес на плаву. Напоминает некоторые периоды истории, которые застали и мы, правда? 
А вот в 60-70-е годы в той же стране FMCG бренды всерьез взялись за ВМ и стали растить своих специалистов, отвечающих за молчаливую битву за клиента в магазинах. В это время приемы визуального мерчандайзинга проходят этап осознания и структурирования и то, что мы читаем в книгах о профессии сейчас, во многом было сформулировано именно в то время. К концу же 20-го века бизнес научился оцифровывать результаты визуального мерчандайзинга (потому стыдно не делать это сейчас). 
В России же первыми современными примерами осознанного визуального мерчандайзинга, пожалуй, можно считать "дурилки картонные" - витрины продуктовых магазинов-стекляшек, оформленные муляжами дефицитных товаров. Нашей команде это напоминает витрины одного известного шведского бренда одежды - на витрине красота, а при ближайшем рассмотрении... 
В 21 веке визуальный мерчандайзинг стал не просто инструментом размещения товара, а настоящим языком, которым бренды разговаривают со своим клиентом. Профессия прошла через этапы излишней декоративности, life-style оформлений, а сейчас находится на этапе борьбы не талантов, а умов. 
Но хочется пожелать всем коллегам и сочувствующим всегда отталкиваться от образа мысли средневековых продавцов и выражать это современными способами.