Всё ближе знаменательная дата – 80-летие Великой Победы. В преддверии этого важнейшего в истории нашего Отечества события, предлагаю читателям ещё раз вспомнить боевой путь выдающихся советских военачальников, особо отличившихся в Великой Отечественной войне.
Сегодняшняя статья посвящена Дважды Герою Советского Союза генерал-полковнику авиации Тимофею Тимофеевичу Хрюкину. Этот знаменитый командарм стал единственным в мире лётчиком единолично потопившем вражеский авианосец. Генерал Хрюкин успешно воевал в небе Китая и Финляндии. В первом периоде Великой Отечественной самолёты подчинённых ему авиационных соединений не допустили противника к портам Мурманска и Архангельска, а затем успешно сражались с лучшими эскадрильями Люфтваффе. Авиаполки Тимофея Тимофеевича проделали победный путь от степей Сталинграда до балтийского побережья Восточной Пруссии.
Тимофей Тимофеевич Хрюкин родился 21 июня (по новому стилю) 1910 года в городе Ейске. С раннего детства, которое прошло на фоне Гражданской войны, мальчику пришлось батрачить, чтобы прокормить мать, младших братьев и самого себя. С 15-летнего возраста Тимофей после двух годов беспризорной жизни трудился разнорабочим в портах Азовского моря. Начальное образование юноша получил лишь в 20 лет, обучаясь в Краснодаре на рабочем факультете и в местной партийной школе.
В 1932 году Хрюкин поступил в сельскохозяйственный институт, откуда спустя пару месяцев по комсомольской путёвке-разнарядке Хрюкин перевёлся в Луганскую военную авиационную школу пилотов. В декабре 1933 года сержант Хрюкин в должности младшего лётчика начал службу в 5-й легкобомбардировочной эскадрильи (Белорусский военный округ). Не прошло и двух лет, как Тимофей уже в звании лейтенанта и должности старшего лётчика продолжал службу в 10-й скоростной бомбардировочной эскадрильи.
Свой первый боевой опыт Хрюкин получил во время гражданской войны в Испании, сражаясь с августа 1936 по март 1937 гг. на стороне республиканских войск. Тимофей Тимофеевич командовал эскадрильей бомбардировщиков СБ. За свои боевые отличия он был награждён орденом Красного Знамени и повышен в звании до старшего лейтенанта.
В апреле 1937 года Хрюкин возглавил 13-ю бомбардировочную эскадрилью, входившую в состав ВВС Белорусского военного округа, с последующим присвоением звания капитана. В январе 1938 года Тимофей Тимофеевич стал командиром 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи, а затем и исполняющим обязанности командира 103-й авиационной бригады.
Спустя пять месяцев Хрюкина командировали в Китай, где он возглавил бомбардировочную эскадрилью, которая сражалась на стороне правительственных войск против японских оккупантов. Хорошо знакомые и проверенные в деле бомбардировщики СБ, ведомые советскими лётчиками, вылетали на задания практически всегда без сопровождения истребителей, поскольку ВВС Китая испытывал их острый дефицит.
Наиболее заметным достижением эскадрильи Хрюкина стала успешная бомбардировка японского речного и морского боевого флота, базировавшегося в устье Янцзы. В период с 14 по 28 июля советские бомбардировщики потопили и полностью вывели из строя 49 японских кораблей.
10 августа Тимофей Тимофеевич лично прицельным бомбометанием пустил на дно Янцзы японский авианосец «Ямато-мару» водоизмещением 9656 тонн. За всё время своего участия в китайско-японской войне Хрюкин совершил около сотни боевых вылетов. За свои боевые успехи и достижения Тимофей Тимофеевич был награждён боевым китайским орденом. 26 сентября 1938 года Хрюкину присвоили звание полковника (минуя чин майора).
22 февраля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР полковнику Хрюкину Тимофею Тимофеевичу «за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство при оказании интернациональной помощи братскому китайскому народу в борьбе с японскими милитаристами» было присвоено звание Героя Советского Союза с одновременным вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.
После возвращения из Китая и окончания курсов усовершенствования высшего командного состава при Военной академии Генерального штаба РККА Тимофей Тимофеевич с февраля 1939 года возглавил 10-ую скоростную бомбардировочную авиационную бригаду (Киевский военный округ).
Во время войны против Финляндии (30 ноября 1939 – 13 марта 1940 гг.) полковник Хрюкин возглавлял ВВС 14-й армии. Авиационные части, вверенные под начало Тимофея Тимофеевича, прикрывали Мурманское направление и действовали в финском Заполярье. За личные боевые отличия и умелое руководство своими эскадрильями Хрюкин 4 мая 1940 года получил звание комбрига, а спустя три дня второй орден Красного Знамени.
4 июня 30-летнему Тимофею Тимофеевичу, занимавшему должность заместителя генерал-инспектора ВВС РККА, присвоили звание генерал-майора авиации. Незадолго до начала Великой Отечественной войны – 27 мая 1941 года Хрюкин возглавил ВВС 12-й армии Киевского военного округа (КОВО).
Как и большинство авиационных частей КОВО эскадрильи Хрюкина 22-23 июня в ходе мощных повторных воздушных ударов Люфтваффе понесли серьёзный урон. Уцелевшие бомбардировщики и истребители ВВС 12-й армии приняли участие в тяжёлых оборонительных боях на правобережье Днестра.
В августе Тимофея Тимофеевича назначили командующим военно-воздушным силами Карельского фронта, насчитывавшими всего 275 самолётов. Первоначально силы 5-го немецкого воздушного флота и финские ВВС, действовавшие в Карелии, насчитывали 180 исправных самолётов.
В дальнейшем обе стороны наращивали свои силы, в том числе и военно-воздушные. К исходу первого полугодия борьбы за Советское Заполярье и Карелию под началом генерал-майора Хрюкина имелось около 650 исправных боевых самолётов. В тоже время 5-й немецкий воздушный флот насчитывал 240 боевых машин, а ВВС Финляндии – 307 самолётов.
За десять месяцев руководства ВВС Карельского фронта Тимофей Тимофеевич справился со своими главными задачами. Ему удалось свести к минимуму ущерб воздействия вражеской авиации, совершавшей систематические налёты на Мурманск, Архангельск, Кировск, Кандалакшу, Беломорск, Кемь и Онегу.
Действиями своих эскадрилий и средств ПВО Хрюкин обеспечивал бесперебойное функционирование Кировской железной дороги, связывавшей Карелию, Заполярье и Архангельск с центральной частью страны. Авиация Карельского фронта участвовала в воздушном прикрытии союзных конвоев, прибывавших в порты Мурманска, Северодвинска и Архангельска в рамках программы ленд-лиза.
Боевые действия части Карельского фронта вели в условиях суровой приполярной и заполярной зимы, изобиловавшей лютыми морозами и снегопадами. В экстремальных природных и погодных условиях лётчикам приходилось фактически заново учиться эксплуатировать свои самолёты. Тыловым и наземным лётным частям в тех же условиях приходилось заниматься обустройством имевшихся аэродромов и созданием новых.
7 июня 1942 года генерал-майор Хрюкин приказом самого Сталина был назначен командующим ВВС Юго-Западного фронта (ЮЗФ). Спустя шесть дней силы и средства, а также штабы и управления военно-воздушных частей ЮЗФ были сведены в 8-ю воздушную армию. К началу Сталинградской битвы под началом Тимофея Тимофеевича имелось 10 авиационных дивизий – всего 35 полков общей численностью в 454 боевых и транспортных самолёта.
Именно на 8-ую воздушную армию выпала основная тяжесть боёв против 4-го воздушного флота Люфтваффе, обеспечивавшего наступательные действия немецкой группы армий «Б», продвигавшейся в направлении Сталинграда. Под началом генерал-полковника В. фон Рихтгофена было около 1200 самолётов. Германская сторона превосходила силы 8-й воздушной армии в 2,5-3 раза по всем видам самолётов и средств ПВО.
Качественное и тактическое превосходство противника, имевшего значительно больший опыт ведения масштабных войн, наступательных операций и генеральных сражений, не помогло Люфтваффе. Подразделения Тимофея Тимофеевича с честью выдержали, пожалуй, самое тяжёлое и переломное испытание за всё время войны против Третьего рейха.
В ходе Сталинградской битвы (28 июня 1942 – 2 февраля 1943 гг.) эскадрильи и полки 8-й воздушной армии произвели 55 227 боевых вылетов (из них более 30 000 – непосредственно для поддержки наземных войск). Летчики Юго-Западного (с 12 июля – Сталинградского) участвовали в 1187 подтверждённых воздушных боях, в которых достоверно повредили и сбили 1380 немецких самолетов, а ещё 470 машин уничтожили на земле.
Тяжёлыми оказались потери самой 8-ой воздушной армии, которые составили около 1400 самолетов и 1116 летчиков. В частях, подчиненных Хрюкину, звание Героя СССР получили 25 лётчиков, а 5 дивизий и 15 полков получили наименование Гвардейских. Кроме того, целый авиакорпус, 3 авиадивизии и 8 авиационных полков получили почётное наименование «Сталинградских».
Ещё в ходе контрнаступления Красной армии под Сталинградом Тимофей Тимофеевич был награждён третьим по счёту орденом Красного Замени и орденом Отечественной войны 2-й степени. 8 февраля 1943 года Хрюкин получил орден Кутузова 1-й степени, а 17 марта ему присвоили звание генерал-лейтенанта авиации.
С весны 1943 года 8-ая воздушная армия была задействована в тяжёлых боях, направленных на прорыв «Миус-фронта», а затем поддерживала войска Южного фронта в ходе освобождения Ростова-на-Дону и Таганрога. За обеспечение и воздушную поддержку продвижения сил Южного фронта в ходе Донбасской наступательной операции (13 августа – 22 сентября) Хрюкин был награждён орденом Суворова 2-й степени.
После успешного освобождения Донецкой и Запорожской областей 8-я воздушная армия принимала участие в Нижнеднепровской операции (26 сентября – 20 декабря), завершившейся освобождением всего восточного побережья нижнего течения Днепра.
С января по 12 мая 1944 года дивизии, полки и эскадрильи Хрюкина обеспечивали успешные действия 4-го Украинского фронта, завершившего освобождение Южной Украины и Крыма. За существенный вклад в разгром немецкой группы армий «А» на Южной Украине и 17-й германской полевой армии в Крыму Тимофей Тимофеевич был награждён орденами Суворова и Богдана Хмельницкого – оба 1-й степени. 11 мая 1944 года он был повышен в звании до генерал-полковника авиации.
3 июля Хрюкина, недавно вторично награжденного орденом Кутузова 1-й степени, назначили командующим 1-й воздушной армии. Она входила в состав 3-го Белорусского фронта. В этой должности он оставался до конца войны. Части 1-й воздушной армии во второй половине 1944 года принимали самое активное участие в операции «Багратион» (23 июня – 29 августа) и Прибалтийской наступательной операции (14 сентября – 24 ноября).
Вот какую характеристику Тимофею Тимофеевичу дал Зимин Георгий Васильевич – будущий маршал авиации и Герой Советского Союза: «Хрюкин... имел широкий оперативно-тактический кругозор и огромный боевой опыт. Меня не раз поражала безупречная логика мышления командующего и его способность быстро принимать единственно правильное решение в самой сложной обстановке.
За свою долгую жизнь в авиации немного я встречал авиационных начальников высокого ранга, которых бы природа одарила так же щедро, как Хрюкина. В отношениях с подчиненными генерал Хрюкин был корректен, справедлив, но строг. За допущенные ошибки и просчеты, за проявленные слабости взыскивал сурово, но при всем том, пожалуй, больше всего на свете ценил и любил летчиков, из которых – без всякого преувеличения – сотни знал в лицо и помнил пофамильно...».
Последним сражением Хрюкина стала Восточно-Прусская наступательная операция (13 января – 25 апреля 1945 года). Во время освобождения Восточной Пруссии, Померании и штурма Кёнигсберга в распоряжении Тимофея Тимофеевича было до 2500 боевых и транспортных самолётов.
19 апреля 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР генерал-полковнику Хрюкину Тимофею Тимофеевичу «за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу» было вторично присвоено звание Героя Советского Союза с вручением второй медали «Золотая Звезда».
1-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич командовал до 30 июля 1946 года, после чего занял должность заместителя Главнокомандующего ВВС по боевой подготовке. Спустя год Хрюкин стал командующим 7-й воздушной армией Войск ПВО (в апреле 1949 года она была реорганизована в Бакинский округ ПВО).
В сентябре 1950 года после окончания Высшей военной академии Генерального штаба Хрюкина назначили заместителем Главнокомандующего ВВС по учебным заведениям. Дальнейший успешный карьерный рост Тимофея Тимофеевича и его жизнь оборвал трагический случай.
Во время учений Хрюкин попал в тяжелейшую аварию. Неожиданно на пути штабной машины оказались пешеходы. Шофёр затормозить и вовремя среагировать не сумел. В последний момент генерал-полковник выхватил руль и повернул машину в кювет. 19 июля 1953 года от полученных сочетанных травм 43-летний Тимофей Тимофеевич скончался. Дважды Герой СССР с воинскими почестями был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Вечная слава и вечная память Героям Великой Отечественной войны –самой трагичной и страшной из всех войн, что довелось пережить человечеству!
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)