В октябре 2019 года в России прошли аукционы по распределению инвестиционных квот на добычу краба. Победитель аукциона не только платит за квоту, но и берёт на себя обязательство построить в течение пяти лет на отечественной верфи среднетоннажное #судно для добычи краба стоимостью от 1 млрд рублей. Судя по наличию участников и победителей, условия для бизнеса оказались приемлемыми. Видимо, свою роль сыграла маржинальность добычи краба.
В ходе прошедших аукционов по 35 лотам из 41 были определены победители, а это означает, что на российских верфях будет построено не менее 35 новеньких краболовов. Из них 25 судов отправятся на работу в Дальневосточный бассейн, а 10 – в Северный. При этом за счёт субсидий власти обеспечили дальневосточным корабелам более выгодные условия по сравнению с европейскими коллегами.
На заключение договоров с верфями у рыбаков есть шесть месяцев после проведения аукционов. Этот срок ещё не прошёл. Тем не менее, некоторые промежуточные итоги, по состоянию на конец января 2020 года, уже можно подвести.
Проект 03141
За дальневосточных корабелов можно порадоваться. 26 ноября 2019 года на "Восточной верфи" во Владивостоке состоялась закладка первого краболова для компании "Дальневосточное побережье". Судно строится по отечественному проекту 03141. Всего "Восточная верфь" планирует построить четыре краболова: два живовоза и два процессора.
Судно проекта 03141 предназначено для промысла #краба и креветки с помощью ловушек и хранения улова в охлаждённой морской воде и транспортировки в живом виде. Длина судна составляет 63,27 м, ширина – 10,6 м, валовая вместимость – 1048 т, мощность – 1618 кВт, скорость – 14 узлов, автономность – 45 суток, экипаж – 21 человек.
Похоже, проект 03141 становится для Дальнего Востока одним из основных. 15 января 2020 года Хабаровский судостроительный завод (ХСЗ) и магаданская рыбодобывающая компания "Маг-Си Интернешнл" заключили контракт на постройку двух краболовов по данному проекту. При этом ХСЗ продолжает вести переговоры с потенциальными заказчиками.
Проект ST-184
В европейской части по числу заказов пока доминирует норвежский проект краболова-процессора ST-184 от бюро Skipsteknisk. В начале января стало известно, что пять краболовов-процессоров для "Северо-Западного рыбопромышленного консорциума" (СЗРК) по данному проекту построит нижегородский завод "Красное Сормово" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК).
Пикантность ситуации заключается в том, что ранее эти краболовы должны были строиться на Выборгском заводе (ВСЗ), также входящем в ОСК. О чём даже были заключены соглашения. Как видно, конкуренция существует не только между ОСК и частными верфями, но и внутри самой корпорации.
Длина краболова проекта ST-184 составляет 61,9 м, ширина – 15 м, вместимость трюма – 1150 куб. м, мощность – 2555 кВт, скорость – 11 узлов, экипаж с учётом персонала фабрики – 38 человек.
Интересно, что первый краболов проекта ST-184 для СЗРК – "Зенит" строится в Турции на верфи Tersan. В октябре 2019 года краболов прошёл ходовые испытания. Ситуация аналогична постройке больших морозильных траулеров проекта СТ-192 для "Русской рыбопромышленной компании" (РРПК).
Проект 03070
Ещё один состоявшийся проект краболова – 03070. По этому проекту работает завод "Пелла" в Ленинградской области. Головной краболов "Русь" построен по заказу дальневосточной компании "Антей" (в октябре 2019 года на судне начались швартовные испытания).
В январе стало известно, что корабелы "Пеллы" приступили к формированию корпусов и закупке оборудования для двух следующих краболовов проекта 03070. Заказчик – компания "Островной-Краб" с Курильских островов.
Краболов проекта 03070 имеет длину 50,5 м, ширину – 12,6 м, дедвейт – около 650 т, мощность – 1200 кВт. Экипаж судна насчитывает 28 человек, дальность плавания – 5000 миль.
На краболове проекта 03070 в ближайшее время остановимся подробнее, благо судно удалось изучить в подробностях. А тем временем переговоры между рыбаками и корабелами продолжаются. Будем следить за распределением остальных заказов по инвестквотам.
Понравилась статья? Не забывайте подписываться на канал "Судострой". Недавно здесь рассказывали о новой программе субсидирования малотоннажного флота.