Героической биографии Кирилла Орловского хватило бы на несколько жизней, но ему, как и всем нам, была отмерена только одна. Но какая!
Родился он 30 января 1895 г. года в белорусском селе. В 1915 г. был призван рядовым в пехотный полк, в 1917-м уже - унтер-офицер и командир взвода. После победы Революции встал на сторону советской власти. Когда Белоруссию оккупировали немцы, вступил в Красную гвардию.
В мае 1918 года его берут на службу в Оршанскую ЧК и уже через месяц направляют в Бобруйск для ведения подпольной борьбы с оккупантами. В августе он становится командиром, им же созданного партизанского отряда. К концу года отряд освободил уже свыше 20 населенных пунктов и даже создал волостной ревком, в котором сам же Орловский стал комиссаром.
Затем служба в Бобруйской ЧК, а позднее учёба на Первых московских курсах комсостава, которую курсанты совмещали с боями против войск Юденича.
В конце 1919 года для разведывательно-диверсионной работы в тылу польской армии, захватившей почти всю Белоруссию, была создана, так называемая Нелегальная военная организация (НВО). Вскоре она руководила почти 10 тыс. партизан, засылаемых целыми отрядами в польский тыл. Деятельность НВО была настолько секретной, что о них не знал даже комфронтом Михаил Тухачевский.
По Рижскому мирному договору 1920 г. в состав Польши вошли западные области Украины и Белоруссии, населенные преимущественно украинцами и белорусами. Однако правящие круги страны продолжили строить планы по созданию великой Польши от моря до моря путем захвата земель России.
Поэтому, после окончания советско-польской войны НВО развернула так называемую активную разведку, предполагавшую переброску на отошедшие к Польше территории отрядов для организации вооруженного сопротивления польскому режиму. В конце 1921 года сюда по линии Разведупра Штаба РККА был направлен для руководства партизанскими отрядами и Орловский.
Но до этого, в 1920-году он нелегально поработал в Литве, помогая местным подпольщикам готовить вооруженное восстание (только поражение Красной армии под Варшавой вынудило ЦК Компартии Литвы отменить восстание), а также участвовал в ликвидации банд Булак-Балаховича и Савинкова. За мужество в боях был отмечен именным оружием.
В документах из архивов СВР России обстановка, сложившаяся на территории Зап. Белоруссии характеризовалась, как крайне сложная. До весны 1925 г. партизанские отряды Орловского и др. вели борьбу против системы политического и национального угнетения белорусов. За белорусским народом не признавалось право на самостоятельное существование.
"Для борьбы с партизанами были направлены воинские части, усиленные полицейскими подразделениями, многочисленная агентура польской контрразведки. Продолжались многочисленные казни, аресты тысяч сочувствующих партизанам. Только в апреле 1925 года на Полесье было арестовано около двух тысяч человек», - говорилось в документе.
За голову неуловимого красного диверсанта Муха-Михальского (псевдоним Орловского), польское МВД назначило награду 10 миллиардов марок! Но поезда продолжали лететь под откос, взрывались мосты, захватывались помещичьи усадьбы, железнодорожные станции и городки...
В 1925 г. в СССР от подобных методов борьбы отказались. Орловский вернулся на родину и был направлен на учебу в Москву, в Коммунистический университет нацменьшинств Запада. Он хотел стать агрономом, но в 1930 г. выпускник академии направляется в распоряжение Особого отдела НКВД БССР. Его огромный боевой опыт, полученный в Польше, решили использовать в работе по подготовке партизан на случай войны.
Потом была третья в его биографии война – в Испании, беспримерные по трудности боевые разведывательно-диверсионные рейды до 750 км по тылам испанских фашистов. Здесь он воевал под псевдонимом Стрик (от striker — ударник в спусковом механизме стрелкового оружия).
В Мадриде ему довелось неделю жить в одном отеле с ныне всемирно известным Хемингуэем, часто общаться с ним. Писатель заслушивался рассказами опытного диверсанта, задавал бесконечные вопросы. Скорее всего Р. Джордан - подрывник в романе «По ком звонит колокол» писался именно с Орловского.
В Испании «Стрик» получил тяжелую контузию и повреждение позвоночника от близкого разрыва гранаты. Вердикт врачей был категоричен - на пенсию! К работе в спецслужбах негоден. С орденом Ленина за боевые заслуги на груди он был уволен. Но не зря говорят, что разведчики "бывшими" не бывают...
Если вам понравился материал, голосуйте пальцем вверх и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить продолжение этой истории.