Найти в Дзене

О советах и общении, которых стоит избегать любому предпринимателю

Оглавление

Каждый человек — это уникальный узор. Линий на ладони на подушечках пальцев, радужки глаза, почерка, походки, голоса, речи, мысли. Каждый из нас по-своему танцует собственную жизнь. Где-то запинаясь, не дотягивая со страху до совершенства, а где-то — достигая собственных высот.Свой бизнес — отношения с людьми и деньгами, мы тоже выстраиваем уникальным образом. Именно поэтому всегда важнее слушать свой внутренний голос, чем чужие советы.

Image by Ivana Divišová from Pixabay
Image by Ivana Divišová from Pixabay

Бизнес отражает мысли, установки и ценности своего создателя

Наше дело, наш бизнес — это уникальная совокупность и последовательность стандартных процессов: доехать, позвонить, договориться, описать, купить, продать… В поиске наилучшей формы этого алгоритма и оттачивается наш профессионализм. Проверяя и отказываясь от вещей, которые нам не подходят, мы можем найти своё. И выстроить его так, чтобы жить интересно, получать от любимого дела удовольствие и доход.

Поиски эти сопровождает множество ловушек. Например, мысль об ограниченности наших возможностей и ресурсов, обиды, недовольство, высокомерие. Мир чутко реагирует на наши мысли, он подстраивается под нас и показывает нам то лицо, которое мы хотим видеть. Если мы убеждены, что кругом — идиоты и сволочи, мы быстро обнаружим вокруг доказательства нашей правоты.

Оптимизм и общение

При этом держаться на частоте оптимизма сложнее. Во-первых, негативить проще — большинство в этом выросло. Во-вторых, больше 60% нашего окружения, если только мы сознательно не прикладывали усилий по его изменению, живут в парадигме нехватки и ограничений, страха, стыда и вины.

Предприниматель часто оказывается в одиночестве. Для близких выбранный им путь кажется непонятным, тяжелым и опасным. Много общения, много риска, много денег, которые нельзя просто так взять себе — они все время нужны “для дела”. Но ладно родные и старые друзья, далекие от нашего образа мысли. Однажды с ценными советами к нам приходят коллеги. Сначала мы радуемся — наконец-то можно поговорить о деле с тем, кто нас понимает. Но в какой-то момент это чувство сменяется недоумением. Потому что в разговоре ты вдруг улавливаешь ноты до боли знакомой мелодии.

Это песня: “Зачем ты это делаешь? Ерунда какая. Тут принято по другому. Так не положено. Давай я расскажу тебе, как надо.”

Разговоры важны. Но конструктивные.

Вообще-то предпринимателю очень полезно говорить о своем деле. И да, предприниматель это человек, который ошибается чаще других. Потому что он вообще чаще других что-либо предпринимает. Ему нужна помощь, нужны разговоры, нужны рекомендации и советы. Но только а) правильные, б) конструктивные, в) уважительные.

Мне однажды сказали, что моя отличительная черта как маркетолога — вера в проект. То есть когда я слушаю рассказ основателя проекта о том, как в его деле все устроено, я не высказываю сомнений в самом этом деле. Я исхожу из презумпции ценности проекта. Мои рекомендации начинаются с установки, что у проекта есть потенциал, что его создатель делает нечто ценное, интересное и полезное, что можно дальше додумать, докрутить, улучшить.

Каких же советов предпринимателю слушать не надо?

Во-первых, тех, о которых он не просил. Правильный консультант выдает рекомендации по запросу. “Доброжелатели” — “от души”. Они “хотят как лучше”. Видят дескать, как тебе будет лучше и не могут молчать.

Во-вторых, не стоит слушать советов от людей, чьи ценности и жизненная позиция вам не близки.

В-третьих, в тоне советчика не должно звучать высокомерия, осуждения и других негативных нот. Он не должен обесценивать то, что вы делаете, даже если ему не нравится ваш бизнес, он с чем-то не согласен и не понимает вас.

Люди часто критикуют непонятное. Оно быстро начинает их раздражать. Хороший собеседник внимательно вас выслушает, прежде чем что-то вам говорить. И возможно ничего и не скажет, если понимает, что узор вашей жизни уникален. Каждая черта, каждый штрих в нём имеет какое-то объяснение.

Предприниматель живет в состоянии поиска. Можно сомневаться в деталях, искать лучшие решения, оптимизировать процессы. Но нельзя позволять кому бы то ни было подрывать вашу уверенность в себе, спокойствие и настрой. Ведь вера, убежденность — порой единственное, что у нас есть в самые сложные дни нашего бизнеса. Естественно, не фанатичная и отчаянная вера страха и отрицания, а здравая, разумная, гибкая, любознательная, укоренная в наших ценностях и сути.