Найти тему
Джонатан Лингвистон

Школьные диктанты по английскому: боль, слёзы, мучения

Третья школьная четверть еще не успела разогнаться как следует, а мои ученики уже успели написать по три-четыре словарных диктанта.

Думаю, у каждого репетитора начинает дергаться глаз, когда ученик приходит на занятие и произносит заветную фразу: "На дом задали выучить слова".

Вот пришел мальчик, шестой класс, волшебную фразу произнес. Смотрим с ним на список слов. Штук 15. Это слова из текста, выделенные цветом. Среди них, например, marching band - марширующий оркестр. Ага. Очень полезное слово, которое обязательно должно быть в лексиконе шестиклассника. Так прямо и вижу, как ребенок подрос, отправился учиться за границу, и первое, что ему нужно произнести в другой стране - это: "А почему меня в аэропорту не встречает марширующий оркестр?" или "Ребята, я не знаю, как по-английски будет "вокзал", но я точно знаю, что такое marching band!".

Какую цель преследует школьный учитель, который каждую неделю проводит словарные диктанты? Думаю, это просто легкий способ осчастливить всех 20+ учеников оценкой. Ну и, наверно, кто-то из учителей реально полагает, что выученные 10-15 слов останутся в голове ученика на всю жизнь. Хотя это чрезвычайно странно, и вызывает некоторые вопросы в отношении профессионализма преподавателя.

Вообще такой вид работы может помочь ученику получить хорошую оценку, если он умеет зазубривать. Ума здесь особо не надо - запомнил написание, написал, получил 5 и тут же отправил эти слова в "корзину" своего мозга. Ну или продемонстрировал свою находчивость, сделав шпаргалки и укрыв их от ленивого взгляда учителя. Или же поупражнялся в незаметном косоглазии, проведя время в тетрадке соседа по парте.

Спрашивается, доколе? Да, наверно, в рамках школы всегда будут такие великолепные упражнения на бестолковость.

Как быть? Вижу несколько путей решения проблемы.

Во-первых, подробно рассказывать ученикам о приложениях по заучиванию слов - quizlet, memrise, anki. Мое любимое - квизлет.

-2

Во-вторых, пользоваться принципом ассоциации слов. О нем я подробнее рассказывала в этой статье: https://zen.yandex.ru/media/id/5d739c8d97b5d400ae75c4dc/kak-ia-na-vsiu-jizn-zapomnila-slovo-putiferio-blagodaria-putinu-5db70d56e4f39f00b2f7015b

В-третьих, разговаривать с учеником, определяя, как он лучше запоминает слова, то есть какой вид памяти у него развит больше. В частности, зрительная или слуховая. У меня есть ученики, которые любят прописывать слова. С ними мы проводим репетиционные диктанты. А есть те, кто лучше запоминает на слух. С ними мы работаем устно: я ученику говорю слово по-английски, он переводит на русский, а потом наоборот, при этом сложные слова я прошу ученика произнести по буквам.

Я не люблю словарные диктанты из-за того, что чаще всего слова, которые даются на запоминание, особенно из текстов, бесполезны. Ну правда, зачем пятикласснику знать слово "кора дерева", если большинство не помнит даже само слово "дерево" по-английски?

Ну и, конечно, к диктантам все ученики относятся так: зазубрю и забуду. Всё. Они учат слова не для того, чтобы использовать их в речи, а чтобы написать на листочке и получить хотя бы не тройку.

А как же нужно учить слова?

Их нужно использовать. Их нужно практиковать. Их нужно прочитывать, их нужно проговаривать, их нужно слышать и их нужно использовать в речи. Нельзя просто взять англо-русский словарь и учить все слова по списку.

Берем сейчас, допустим, что-то простое. Глагол run - бегать. Мы его увидели. Мы его прочитали. Мы его услышали. Мы его проговорили в слух. Мы узнали, что он означает. И мы начинаем его практиковать - составлять с ним фразы и предложения. Учитель может предлагать фразы на перевод или просить ученика самостоятельно составлять с ним предложения, используя весь свой словарный запас, тем самым повторяя слова, которые уже есть в его лексиконе. I run. He runs. We run. I like running. Выучили фразы "утром, днем, вечером" - берем их. I run in the morning/in the afternoon/in the evening/. До этого проходили тему "родственники" - вплетаем их в предложение: I run in the morning with my brother/sister/grandma/aunt и т.д.

Зачем нужно использовать такие фразы? Потому что само по себе слово не означает ничего, с ним нет никаких ассоциаций, пока мы не окружим слово контекстом. Ну бегать и бегать. Ну вот оно слово, существует в своем вакууме. А когда мы добавляем дополнительные смыслы, мы мысленно рисуем в голове картину: Вот я бегу. Я бегу в магазин. Я бегу со своей собакой и т.п. Я знаю, когда и зачем мне использовать это слово, я знаю, что я могу сообщить другому человеку с его помощью.

-3

А если мы учим это слово, чтобы написать диктант, то слово остается в вакууме, оно не наделяется смыслом, ученик просто запоминает: "Ага, так, три буквы надо написать - r, u. n. Всё написал, какие там буквы следующие?"

В общем, я надеюсь, что многие учителя и сами осознают все бренность проведения подобных самостоятельных работ, с заучиванием слов типа marching band и bark (та самая злополучная кора дерева), просто они чаще всего бывают загнаны в "школьные" рамки.

Так что репетиторам и родителям желаю терпения, да и ученикам тоже, вместе с находчивостью!