«Океанское дно мы знаем намного хуже, чем поверхность Луны»– говорил Фрэнсис Бэкон в XVI веке. В XXI веке эта истина всё ещё актуальна – по дну морскому проложены кабели, из-под воды добывают нефть и поднимают затонувшие сокровища, однако глубины остаются «терра инкогнита». И только подводные лодки по крохам собирают информацию – как живётся там, на дне океана?
Когда Жюль Верн писал о «Наутилусе» - подводном пристанище одинокого бунтаря – он и не представлял себе, во что выльется идея батискафа.
Современные субмарины превратились в совершенные боевые машины, нагруженные торпедами, ядерными боеголовками и глубинными бомбами. Больше ста лет подводные лодки являются в страшных снах капитанам, адмиралам и президентам – от стальных бронированных «рыб» нет спасения. А началось всё с невинных экспериментов…
Батискаф Леонардо
Первым подводником как ни удивительно это звучит, был… великий завоеватель Александр Македонский. Его любимый наставник, философ Аристотель, разработал проект устройства, отдалённо похожего на современные водолазные колоколы, а любопытный царь не замедлил испытать на себе новинку и опустился на дно морское при штурме Тира.
Во II веке нашей эры при осаде Византии императором Севером, защитники города нападали на римский флот, используя примитивные медные купола для перемещения под водой.
В Запорожской Сечи казаки строили струги «чайки» со складными мачтами и водонепроницаемыми бортами таким образом, чтобы в случае необходимости перевернуть судно кверху днищем и подкрадываться к врагам незамеченными.
Батискаф вместе с водолазным костюмом изобрёл великий Леонардо да Винчи в начале XVI века. Любимым хобби великого итальянца было конструирование и усовершенствование всевозможных машин, большая часть из которых так и осталась проектами. Первым в мире он использовал принцип аэродинамики, придав модели подводной лодки обтекаемые формы.
Практический ум инженера подсказал Леонардо, что если будут подводные лодки, то понадобятся и подводные бомбы – шары начинённые порохом, со специальными нарезными винтами, чтобы ввинчивать бомбы в борта вражеских судов.
Современные учёные восстановили по чертежам несколько изобретений да Винчи – его велосипед ездит, станок ткёт, водолазный костюм позволяет заниматься дайвингом. Жаль, что батискаф Леонардо восстановить нельзя – ужаснувшись возможностям нового оружия, изобретатель уничтожил чертежи, сказав напоследок: «Люди настолько злобны, что готовы были бы убивать друг друга даже и на дне морском». Интересно – смогла бы плыть его лодка?
Действующая модель подлодки появилась в 1620 году. Голландец Ван Дреммель построил её для английского короля Якоба Стюарта и испытал в Темзе – модель смогла проплыть около 100 метров.
Идею подхватил Пётр I – при нём «потаённый огненный корабль» сконструировал и испытал на прочность русский корабельный плотник Ефим Никонов. Во время второго испытания изобретение затонуло в Неве.
И, наконец, первую боеспособную конструкцию собрал американец Роберт Фультон, тот самый, что впоследствии изобрёл пароход. Бронированная «сигара» со складной мачтой могла погружаться на глубину до 8 метров, вмещала 3 человека команды и удачно потопила старый торговый транспорт. Кстати, называлась лодка «Наутилус» - задолго до знаменитого романа Жюля Верна.
А первая жертва подводного плавания затонула в 1772 году – англичанин Дей погрузился со своей лодкой на глубину 120 метров, механизм всплытия не сработал, а когда лодку попытались поднять наверх, лопнули цепи.
Императорский флот
Полноправными участниками военных действий батискафы стали после изобретения электрических и дизельных моторов – энергии наконец-то стало достаточно, чтобы двигать судно вперёд. Русский инженер Иван Александровский разработал модель первой подводной лодки «Торпедо» с нефтяным двигателем в 1866 году и предложил её Главному Штабу. Идею отвергли, предложив автору построить модель за свой счёт, с возможным последующим возмещением расходов.
Пока Александровский обивал пороги в поисках спонсоров, некий Уайтхед владелец завода в Англии, запатентовал свою версию «самоходной мины» и спустя каких-то десять лет царское правительство было вынуждено приобретать подводные лодки и чертежи у Англии.
Александров изо всех сил пытался усовершенствовать изобретение, спроектировал полуподводную лодку вместимостью 630 тонн, батискаф, который может, как и локомотив передвигаться на «остаточном» паре после того, как погаснет топка – тщетно. Его идеи уплыли в Англию и Швецию, шведские лодки Норенфельда построенные по принципу Александровского Россия закупила в 1880х годах за бешеные деньги. А великий изобретатель умер в больнице для бедных и был похоронен за счёт казны.
Немногим больше повезло инженеру Степану Карловичу Джевецкому. В 1877 году на Одесском заводе он за свой счёт построил одноместную подводную лодку на «велосипедной» тяге – она передвигалась с помощью педалей, которые крутил пассажир.
Лодка прошла публичные подводные испытания в одесском порту, с помощью рукавов-щупов прикрепила мину к днищу баржи и под бурные аплодисменты зрителей успешно взорвала её. Вторая подводная лодка Джевецкого была построена в Санкт-Петербурге на Невском заводе в 1879 году. Она могла нести до 4 человек экипажа, имела два винта и бронированную обшивку.
Маневры проводились на Серебряном озере, сам император Александр III с семьёй прибыли полюбоваться на необычное изобретение. Джевецкий в своём батискафе мастерски проплыл под днищем царской шлюпки и преподнёс императрице Марии Фёдоровне букет великолепных орхидей со словами: «Это дань Нептуна Вашему Величеству».
Правительство заказало изобретателю 50 лодок для службы в российских портах и минирования фарватера пироксилиновыми зарядами. Последнее изобретение Джевецкого – лодка «Партизан» стала первым в мире батискафом с бензиновым двигателем, способным работать и под водой. К сожалению, из-за малой глубины погружения и сильного шума моторов конструкция оказалась небоеспособной, но император Николай II оценил нововведение.
19 марта 1906 года специальным указом в классификацию судов был внесён новый разряд кораблей – подводные лодки. А Советская власть объявила этот день праздником моряков-подводников.
С-13
Роль субмарин в истории второй мировой войны сложно недооценить. Только со стороны Германии в ней участвовало 1200 подводных лодок, из которых в порты вернулись только 420, а из 39 000 подводников - лишь 6000. В Советском Союзе 6000 подводников были награждены орденами и медалями, 20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза.
Субмарины сопровождали транспорты и конвоировали караваны, осуществляли разведку, пускали на дно корабли противника. Знаменитая атака японцев на Перл Харбор имела такой успех в том числе потому, что в составе японской эскадры было девять сверхмалых подводных лодок, которые успешно приближались к американским судам, минировали их и взрывали.
Самым известным советским подводником стал Александр Маринеско.
Впечатляющая личность – благодаря усердию и способностям прошёл путь от юнги до капитана подводной лодки, провёл несколько смелых до безрассудства боевых операций, много раз выводил свою «С-13» из кольца вражеских судов. И в то же время прославился на все ВМС как отчаянный ругатель, любитель выпить и фантастический бабник.
К примеру, новый 1945 год знаменитый подводник встречал в городе Турку, где базировались наши подводные лодки. Встречал не один – с очаровательной хозяйкой лучшей в городе гостинцы, да так увлёкся, что опоздал вернуться на собственное судно. Другого могли бы и расстрелять за связь с иностранкой и нарушение военной дисциплины, а Маринеско лишь пожурили – в каждом боевом походе бравый капитан топил один-два вражеских корабля.
Самой знаменитой добычей Маринеско стал океанский лайнер «Вильгельм Густлоф». 30 января 1945 года фашистский корабль был подбит одним торпедным залпом и за час с небольшим потонул. По одним сведениям на нём возвращались в Германию экипажи подводных лодок и командование военных баз, по другим – большинство пассажиров составляли беженцы, раненые, женщины и дети. Всего на судне было около 10000 человек из которых более 8000 погибло.
Конвой пытался уничтожить «С-13», на лодку было сброшено более 240 глубинных бомб, Маринеско не только сумел вывести судно в безопасное место, но и спустя 10 дней в том же районе пустил на дно крупнотоннажный транспорт «Генерал фон Штойбен» с 3000 солдат и офицеров на борту.
А за свои выходки Маринеско расплатился уже после войны – сперва ему не дали заслуженное звание Героя Советского Союза, потом разжаловали в лейтенанты с формулировкой «за халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность», а потом и отправили на три года на Колыму.
Умер знаменитый подводник 25 ноября 1963 года в бедности и безвестности, от тяжёлой болезни – по отзывам сослуживцев в доме не было денег даже на лекарства. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено лишь в 1990 году.
Впрочем, мало кто из подводников жил долго и счастливо – похоже море не любит тех, кто слишком глубоко суёт нос в тайны синих просторов.