Найти в Дзене
TEGRATECH

Как учителю использовать дизайнерское мышление?

Оглавление
Хотя в прошлом дизайнерское мышление как систему решения проблем применяли только художники, инженеры, специалисты по дизайну интерьеров и иллюстраторы, в наши дни оно проникло практически во все сферы деятельности человека. Работники системы образования тоже обратили на него внимание.

В мире, где каждый год создаются новые технологи, а общество постоянно преобразуется, обучение с помощью дизайнерского мышления - наилучшая методика, которую может применять учитель. Наверно, это даже необходимо, поскольку многие учителя до сих пор применяют устаревший педагогический метод, основанный только на чтении лекций, негативно влияющий на творческий потенциал учеников.

Дизайнерское мышление

Дизайнерское мышление - один из подходов к решению задач. Вместо того чтобы просто искать решение, нужно сначала сконцентрировать внимание на тех, кто будет им пользоваться. Начните с изучения личных индивидуальных особенностей и трудностей, с которыми они сталкиваются. Определите, в чем они больше всего нуждаются, что доставляет им удовольствие, из чего состоит их повседневная жизнь. Поставьте себя на их место.

Применять дизайнерское мышление, значит, многое ставить под вопрос: вашу цель, ваши идеи. Решение, которое первым приходит в голову, почти никогда не является окончательным, а лучшим способом получения нужного результата являются постоянные итерации.

Такой подход стимулирует развитие творческих способностей, помогает людям осваивать метод мозговой атаки и более эффективно действовать в непредвиденных ситуациях. Он также учит лучше понимать свою целевую аудиторию (и людей в целом). Итак, как наилучшим образом применять дизайнерское мышление в рамках школьных занятий?

Ищите задачи, которые стоит решать

Начните с поиска по-настоящему актуальной задачи - желательно, чтобы она находила живой отклик среди ваших учеников. Это может быть некая ситуация, которая оказывает на них непосредственное влияние или некое явление в их жизни, которое их раздражает. Длинные очереди в кафе, мусор в соседнем парке или школьные мероприятия, которые им не нравятся. Как вариант, вы можете предложить им решить проблемы других людей. Например, попробовать помочь детям своего возраста с другого континента или человеку, который живет неподалеку и испытывает трудности, связанные, например, с инвалидностью.

Если вы - учитель младших классов, вы можете остановить свой выбор на проблемах вымышленных персонажей из фильмов или книг, которые нравятся вашим ученикам. В этих историях часто рассказывается о каких-то затруднительных ситуациях, и если предложить ученикам заняться поиском их решения, это повысит заинтересованность класса.

Наконец, можно просто выбрать предмет, с которым они соприкасаются каждый день, или действие, которое они часто выполняют. Предложить им разобраться и найти способ изменить ситуацию к лучшему.

Проводите мозговые атаки

-2

Выбрав задачу, которую предстоит решить, перейдите к обмену идеями и мозговой атаке. Задайте ученикам несколько общих вопросов и удостоверьтесь, что класс понимает суть. Напишите на классной доске несколько ключевых слов.

Теперь закройте коллективную дискуссию и разделите учеников на группы. Предложите им поработать над вариантами решений. Так вы исключите ситуацию, когда доминирующую роль в беседе играют 2-3 ученика и побудите участников групп выдвигать разные идеи. После того, как ученики выскажут первые соображения, можно оживить процесс, перебросив учеников из одной группы в другую.

Если вы планируете работать над долгосрочным проектом, возможно, имеет смысл регулярно устраивать короткие мозговые атаки и собирать идеи в течение нескольких дней или недель. Так ученики придумают новые ответы на поставленные вопросы, которые вначале не приходили им в голову. Решения будут дорабатываться и принимать новые формы.

Помните, что ключевым элементом процесса является эмпатия к человеку, проблему которого решаете. Если ваш класс работает над чьей-то проблемой, предложите ученикам представить, чем этот человек занимается, что ему нравится, в чем он нуждается.

Выработайте решение

На этом этапе у вас должно быть не менее дюжины вариантов решений. Помните: в данном случае "неправильных" ответов не бывает, и ни один ответ не следует осуждать или игнорировать. По завершении дискуссии предложите каждой группе выбрать одну из идей, высказанных ее участниками. Можно также сообща выбрать пару вариантов и вместе довести их до ума.

Пришло время для работы над прототипами. Смело выбирайте любой понравившийся материал. Младшие ученики могут лепить макеты из теста или пластилина, собирать модели из картона или самостоятельно создавать комиксы, объясняющие принципы действия предложенного ими решения. Какую бы форму представления идей вы ни выбрали, важно, чтобы идеи получили материальное воплощение. Таким образом, идеи обретут предметную наглядность, и ученики смогут увидеть их аспекты, которые не были очевидными на ранних стадиях разработки решений.

Протестируйте его

Когда прототипы будут готовы, начинайте их тестировать. Пусть участники каждой группы представят созданные ими прототипы. Они могут рассказать о них, создать презентацию и показать ее на цифровом устройстве, продемонстрировать, как именно будет работать их решение, и объяснить, как с его помощью решить поставленную задачу. Остальные ученики могут высказать замечания по каждому прототипу, подержать его в руках, озвучить понравившиеся им свойства, и как они понимают принцип его действия. Постарайтесь разобраться, что можно исправить. Кроме того, можно предложить группам обменяться прототипами и обсудить их свойства.

По завершении процесса нужно объяснить ученикам, как оптимизировать их концепции с помощью итераций. Предложите им обсудить корректировки, о которых они узнали на этапе тестирования. Если время позволяет, поручите им усовершенствовать результаты работы с учетом всех полученных отзывов. Изображения готовых прототипов можно выставить на обозрение в школе или показать на канале в соцсетях.