За 30 лет работы в школе я редко встречал детей с ограниченными способностями, т.е. с такими проблемами их психической организации, которые не позволяли бы им учиться на уровне успеваемости «выше среднего». Да и школьная программа рассчитана так, что каждый психически полноценный ребенок способен с ней справиться, минимум на «хорошо». А в общеобразовательной школе не обучаются дети с психиатрическим диагнозом!
Таким образом, проблема успеваемости ребенка – это проблема организации условий его обучения.
Ключевым фактором учебной среды является участие родителей в обучении и развитии собственного ребенка. А ведущим компонентом родительского участия их к нему отношение.
Так если родители относятся к ребенку, как к никчемному и ни к чему не способному просто потому, что это дает им право не предпринимать усилия и не тратить время на его развитие, то ребенок улавливает это отношение и демонстрирует различные формы психологического сопротивления. (Всего существует 6 систематизированных вариантов родительского отношения)
Он может обманывать родителей, показывая, что у него что-либо не получается, потому что ему не достает способностей.
Не старается, страдает плохим почерком, не способен к счету, делает много ошибок, делает много орфографических ошибок, с трудом читает и т.д.
Он скрывает от них то, что ему задано в полном объеме.
Он оттягивает выполнение домашнего задания, а по возможности о нем забывает.
Он часто отвлекается, его учебные принадлежности, - скорее игрушки, чем инструменты учения. В тетрадях рисунки
Он открыто мстит, демонстрируя непослушание, непонимание, повторяя те поступки, за которые он систематически несет наказание.
Он болеет, недомогает и делает все чтобы пропустить занятия в школе.
Он не делится с родителями своими успехами, переживаниями и любой информацией, связанной с учением. И т.д. и т.п.
Список поведенческих реакций свидетельствующих о наличии психологических барьеров учения не умещается в рамки этой заметки, ему можно посвятить отдельную статью или даже книгу! Дети весьма изобретательны и предприимчивы тогда, когда они по-настоящему мотивированы.
Сейчас главное другое! Необходимо понять, что все это ребенок делает для того, чтобы дать родителям возможность не заниматься его воспитанием. Получается, что он им в этом искренне помогает, подыгрывает и они принимают его помощь.
А вместе с тем, его такое поведение — это признак не корректного родительского отношения к ребенку, которое является главным препятствием его развития.
Ревизия этого отношения могла бы изменить воспитательный подход и помочь ребенку.
Я готов об этом рассказать, но родители не готовы видеть проблему. Их собственный эгоизм, связанный с ролью «правильного родителя» делает их абсолютно не восприимчивыми.
За всю историю я могу вспомнить лишь десяток бесед, в которых родители были способны слушать и слышать информацию о том, что происходит с их ребенком. Во всех остальных случаях – абсолютная глухота, непробиваемая защита и непроницаемость.
В результате, на стороне развития ребенка остается один педагог. Ни родитель, ни сам ребенок в принципе уже не интересуются вопросами, связанными с постановкой учебных и воспитательных задач. Скорее, их интересует «маневр уклонения» от развития. Это становится жизненной установкой и уже никак не связано с образованием, обучением и развитием.
Должен ли педагог вмешиваться? Зачем ему это надо и имеет ли он на это право?
Нет! Не надо! Не имеет!
Уважаемые родители, подумайте об этом!
Автор: Симонов Вячеслав