Ни для кого не секрет, что в 2019 году вышел фильм «Джокер» режиссера Тодда Филлипса. Картина навела много шороху не только в Голливуде, но и за его пределами. Вот вам, пожалуйста, и «Золотой глобус» и призы Венецианского кинофестиваля и вот-вот ждем вручение премий «Оскар-2020». Но я не согласен с тем, что эта банальная и абсолютно бесхребетная история злодея из серии комиксов «DC» вот так запросто стала чуть ли не лучшим фильмом года!
Внимание, данная статья полностью состоит из спойлеров. Так что, если вы не смотрели Джокера, то не смотрите. Прочитайте лучше это.
С – сценарий
По сюжету, наш главный герой очень мечтает стать стэндап-комиком. А кроме этого, он душевнобольной, или псих, или умалишенный, выбирайте, как Вам больше нравится. И вот, он всячески мечтает об этом, пытаясь преодолеть все преграды жуткого Готэма, вдобавок стараясь вывести тараканов из своей головы, но не может никак найти на просторах города хорошее средство от насекомых. В первые полчаса происходит такое количество необоснованного и выдуманного зла в отношении главного героя, что складывается ощущение, что сценарий писали те ребята, что и сценарий к мультфильму «Том и Джерри», разве что наковальня не падает, и главному герою молотком не вышибают зубы. Зло, высосанное из пальца или из ручки «Паркер» команды сценаристов. Не знаю, но сделано это для того, чтобы показать зрителю, как же происходит становление сверхзлодея. Уа-ха-ха!!! К слову, сверхзлодей живет с матерью и очень сильно ее любит (хотя бы это логично и на том «спасибо»), а также отправляет ее письма Томасу Уэйну, чтобы миллиардер помог ей и ее сыну жить лучше. Как потом оказывается, что неспроста. Но обо всем по порядку.
Так вот, наш юморист-злодей-психопат-недотепа, не выдержав напористые издевательства клерков с Уолл-стрит (ой, простите, «Уэйн-Инерпрайзис»), безжалостно расстреливает их на платформе метро. Поднимается такая шумиха вокруг этого инцидента, как будто бы все узнают, что моря – это участки суши, затопленные водой. Какой же кощунственный и злодейский поступок совершен в городе, где людей убивают пачками, при том в ресторанах, на улицах, в общественных местах, в библиотеках, на парадах, на работе, в общем, на виду у всех. Одним словом, преступность цветет, как акация летом, и на это всем плевать. А вот то, что трое убито в метро, трубят все кому не лень, даже готемские бомжи возмущены. Складывается ощущение, что это не Готэм, а рай земной, Эдем, что уж тут. Ну, да ладно. И далее мы получаем самый бестолковый твист в истории «DC» (такое ощущение, что комиком хотел стать сценарист, а не главный герой). Оказывается, что Артур Флек (что это за имя такое идиотское – Флек?) является внебрачным сыном Томаса Уэйна. Пытаясь добиться правды без генетической экспертизы, он идет к Уэйну. И, знаете, что: добрейший человек, посвятивший себя весь Готэму, оказывается последней сволочью, помешанной на деньгах. Опять глупое зло ползет ото всюду, нависая над Флеком. Что тут говорить, даже Пеннивайз бы сломался под таким натиском гидравлического пресса зла (хоть он и сам – зло), а Терминатора бы сразу расплющило, как только он появился в прошлом. Смешной твист про родительство Флека оказался твистом для другого твиста. Манипуляции с матерью, его любовь, с которой оказывается он и не встречался-то вовсе. Вот это поворот! Так замудрить-то! Мне на какое-то мгновение показалось, что потом будет твист внутри твиста, на третьем уровне твиста, после чего сценарист попадет в вечный твист.
Кристофер Нолан плачет от горя, понимая то, что за всю жизнь он не смог придумать и близко ничего такого гениального, и что вся его жизнь, как и карьера режиссера-сценариста совершенно бесполезна и летит под откос, как слепой с обрыва.
За что? Это вообще законно?, – скулит Крис, перекладывая из руки в руку заряженный револьвер.
После этого наш герой стал еще более обиженным на жизнь: убивает мать, убивает коллегу, убивает ведущего. Психанул, короче, мол, ай, гулять, так гулять! Готэм взрывается революцией «клоунов», Флек становится известным и популярным. Аплодисменты. Все рукоплещат стоя. Занавес.
«Оскар» сценаристу за лучший адаптированный сценарий в виде туристической путевки «навсегда» в Тайгу, потому что, как мне кажется, даже многомиллионная корпорация «сценаристов-имбицилов» написала бы историю куда более сносную и логичную.
Теперь плавно и не спеша, на выдохе, переходим к самому сладкому: главному герою и его гриму из сахарной пудры.
Джокер
- Ммм, знаешь, откуда у меня эти шрамы?
- Нет, не знаю…
- И не узнаешь, ахаха!
Если уж говорить о том, что это приквел, то мы действительно так и не узнали, откуда у Джокера эти шрамы. Зато мы узнали много чего другого – бесполезного. То, что самый харизматичный и уверенный в себе злодей за всю историю кинематографа оказывается такой размазней в начале своего злодейского пути. От понимания всего этого приходится еще вдобавок резать лук, чтобы думать, что слезы только от него, но никак не от игры Феникса и трагической истории Флека. И знаете, ведь дело не в Фениксе. Очень амбициозные боссы Голливуда решили снять фильм под названием «Джокер». А Феникс, к сожалению, весь фильм пытался найти свою игру, стараясь случайно не повторить гениального Джокера в исполнении не менее гениального Лэджера (хотя в моменте, как он шел по перрону метро, стреляя из пистолета в «негодяев», его походка напомнила манеру Хита). Во всем остальном же, герой Феникса, как резиновая кукла, которую можно пинать, бросать, бить, издеваться, смеяться, он просто жалок. Что, в общем-то мы и видим на шоу Де Ниро. Объясните мне, как вот ЭТО, могло стать злодеем, который в одиночку перевернул вверх ногами весь Готэм в будущем?!
- Фокус показать? Сейчас я заставлю этот карандаш испариться.
- Нет, не хотим мы твоих фокусов!
- Как нет? Я маму люблю!
- Пошел прочь отсюда, клоун! А давайте его побьем!
- Не надо, пожалуйста, я хочу быть комиком!
Ба-бах-бах. Дыщ! Ты-дыщ!
- Эй, Кристиан, ты зачем костюм надел? Тебя будем снимать в следующей части.
- Как так-то?
- Скажи «спасибо» Филлипсу. Все, ребята, сворачиваемся, съемки окончены, всех благодарю. Сейчас быстренько смонтируем и в прокат! Томми, смотри не разбей соффит – он дорогой.
Спасибо, что посмотрели «Темного рыцаря». Конец.
Отталкиваясь от того, что это, как бы является приквелом, и показывает историю становления Джокера как злодея, то тут попадание по цели, как у слабовидящего снайпера. Герой в исполнении Феникса половину фильма смеется, половину фильма танцует. На мгновение мне показалось, что я смотрю какое-то разрисованное черно-белое кино, где все веселятся и развлекают публику, как только могут. А лихорадочно смеяться, грустить, плакать и танцевать, не является настолько гениальной актерской игрой, которую все так нахваливают. Возьмите мима с корпоратива, он сделает то же самое, только дешевле.
Притом, смех этот не безумца, а человека с расстроенной психикой. И тут есть очень тонкая грань: Джокер в исполнении Лэджера – безумец, Джокер в исполнении Феникса – душевнобольной, который ведет заунывные беседы с психитром и бесплатно получает таблетки в аптеке по рецепту, при этом по пути заходит в сберкассу с вопросом: «Не подняли ли случайно пенсию» и в продуктовый магазин с вопросом: «Почему опять гречка подорожала»? Фениксу не хватило безумия, чтобы зритель поверил, что, да, вот же он – Джокер! В образе героя только драма, драма из внутренних переживаний: какого его место в жизни, почему его никто не воспринимает, почему мир так несправедлив, почему коты собирают так много лайков на «Ютубе» и все в таком духе.
Джузеппе
Так вот, по поводу драмы. Что я Вам хочу сказать. Почему фильм вызвал такой ажиотаж среди публики, почему все им так восторгаются, почему столько номинаций на «Оскар»? А вот, как раз таки потому, что самая обычная драма была названа «Джокер» и в центре ее вроде бы герой комиксов, да и вообще, вроде бы она снята на основе истории «DC». Все заходятся в овациях и от безудержных слез в сопережеваниях герою, задаваясь вопросом о том, как же Филлипсу удалось спроецировать все это под реалии современного мира? Когда Нолан адаптировал всю трилогию под реальный, правдоподобный мир, никто так не восхищался (Кристофер Нолан, наверняка, опять плачет).
Итак, представим: фильм называется не «Джокер», а «Джузеппе»
Действие фильма разворачивается в Милане, где молодой человек с расстройством психики, мечтает стать блестящим модельером, живет с матерью, ходит к психотерапевту, подрабатывает заправщиком на станции, а вечерами рисует наряды и мечтает о блистательной карьере и известности. Однажды его мать говорит ему, что Джорджо Армани – его отец, и у них случилась небольшая интрижка, когда она работала у него секретарем. Джузеппе разыскивает Армани, но тот говорит ему, что его мать сумасшедшая и пыталась его убить, после чего некотрое время провела в лечебнице. Джузеппе пребывает в смятении и не знает, что ему делать, а на носу, в маленьком клубе ему нужно представлять свою коллекцию. Естественно, его все высмеивают. Он, возвращаясь домой, снова подвергается нападкам трех итальянских отморозков, который швыряют в него пепперони. Джузеппе в состоянии аффекта перерезает горло одному из них пиццей, второму протыкает глаз спагетти, а третьего просто выкидывает из окна вагона на проезжающего мимо велосипедиста. Это вызывает возмущение и негодование у всей Италии. Джанни Версаче находит случайно снятое видео из клуба, где устраивал показ Джузеппе, и зовет его на светскую вечеринку, чтобы просто посмеяться с незадачливого модельера. После того, как все смеются над костюмами Джузеппе, тот достает дробовик (который, я не придумал, где он раздобыл, я – не сценарист) и расстреливает всех. После чего в Италии начинаются массовые протесты против дорогой модной одежды. Да, что там в Италии? В мире!!! Почувствовали?
Вот что было бы, если бы фильм был не про Джокера, а про любого человека, мечтающего стать танцором, поэтом, музыкантом, водителем грузовика, дворником. По итогу получился бы среднестатистический проходнячок в виде какой-то драмы. И поверьте, про нее бы никто не говорил, не вспоминал, и камыш бы не шумел, и деревья бы не гнулись.
Если бы Ларс фон Триер назвал свою картину не «Дом, который построил Джек», а «Джокер», я уверен, что шумихи было бы намного больше. Но так, фильм просто прошел мимо всех, лишь только напоминая о себе теми фактами, что при просмотре картины люди теряли сознание, их выводили из кинотеатра, и что большинство просто не смогло досмотреть картину до конца. Хотя герой Мэтта Диллона получился намного ярче и интереснее, нежели Флек Феникса. Джек из картины Фон Триера, даже больше похож на Джокера, нежели Флек, потому что он действительно безумен: с любовью к хаосу, жестокости, убийствам и навязчивым психопатическим идеям, имея при этом какое-то маниакальное чернейшее чувство юмора.
Вердикт
Подводя итоги, хочется сказать лишь одно. Боссы Голливуда тупо «хайпанули», и у них все вышло прекрасно, все удалось, 11 номинаций на «Оскар», шампанское в студию, крути барабан, сектор «приз» на барабане и Якубович опять молодой! А нужно ли это было зрителю? Я, как зритель, запомнил одного Джокера, Джокера в исполнении Хита Лэджера, который смог переплюнуть даже Николсона (хотя Николсон исключителен в ролях психопатов). Хит создал непревзойденный образ злодея, которому искренне веришь. Человек, сыграл гениально, посмертно получив «Оскар», поставив творчество на чашу весов. Так, может, оставим его и его героя в покое и обратим внимание на великое множество других злодеев во Вселенной комиксов, вокруг которых можно построить мелодраматичную историю, состоящую из двух частей под названием «Унесенные Пингвином» и «Загадочная история Крока».
Вы можете честно ответить на вопрос: какому Джокеру вы верите больше?..