Фильм «Вызываем огонь на себя» крайне редко можно увидеть на наших телеканалах, а зря. Кино хорошее, актеры замечательные. Кстати, с удивление узнал, что «Вызываем огонь на себя» — первый советский многосерийный телевизионный художественный фильм. Назвать его сегодняшним языком — сериал, мне как-то не хочется, уровень намного выше.
Впрочем, эта статья никак не про кинематограф, а про то, какие исторические ассоциации навевает данная кинокартина.
Аэродром Сеща
Сценарий фильма основа на реальных событиях. Насколько он соответствует тому, что было в действительности, сказать сложно. Во всяком случае, про то, что автор имеет право на художественный вымысел, сомневаться в данном случае не приходится.
Но аэродром такой действительно есть. И сейчас функционирует. Интересен он своей необычной формой, рулёжки идут по кругу.
А также и тем, что на нем сейчас базируются самолёты-гиганты Ан-124 «Руслан». Откуда они, в частности, взлетают для участия в воздушном параде над Красной Площадью.
Немцы этот аэродром действительно использовали во время войны, но какой-то сверхважной воздушной базы 2-го Воздушного флота с множеством самолётов там не было. На самом аэродроме могло базироваться 60-80 машин. У немцев там находились самые разные авиационные части, иногда бомбардировщики, иногда разведчики. Одни прилетали, другие улетали.
Первой туда перелетела 210-я эскадра скоростных бомбардировщиков, на вооружении которой были самолёты Bf.110. Чаще всего там базировались или разведывательные эскадрильи, или вспомогательные. Отметились там и иностранные добровольцы: в Сещи базировались недолго хорватская и испанская эскадрилья.
Магнитные мины
В период Второй Мировой войны в Великобритании разработали большое количество самых различных мин для диверсионной деятельности. Причём англичане проявили фантазию и их мины могли выглядеть как кусок угля или дохлая крыса.
Спросите причем тут английские мины и далёкий аэродром на Брянщине?
Всё очень просто, поляки из подпольной группы на аэродроме Сеща взрывали немецкие самолеты при помощи английских магнитных мин Magnetized Charge "Clam" Mk II.
Мины поставлялись в СССР по ленд-лизу.
Известно, что в 1-ю Клетнянскую партизанскую бригаду было поставлено 312 таких мин. Большая часть их использовалась для минирования поездов, но именно с их помощью подрывали и самолёты. Именно эта бригада снабжала минами группу Морозовой
Точное количество самолётов, которые подпольщики уничтожили в Сещи, видимо, составляет около двух десятков. В партизанских документах их указано 22, по немецким данным вроде чуть меньше, но там нет полного отчета и данные приходится собирать по крупинкам. Тем более, что самолёты обычно взрывались в воздухе, далеко от места вылета и точную причину гибели определить не всегда возможно.
Чехи и поляки на службе у Гитлера
Никого при просмотре фильма не удивило, что на немецком аэродроме служат поляки и чехи? Ян Маньковский, кстати, это реальный персонаж, не вымышленный. Причём эти поляки не военнопленные, которых могли бы использовать, чтобы канавы рыть. Да и зачем на Брянщину поляков тащить, когда и советских военнопленных хватает.
Все поляки и чехи служат в Вермахте.
Когда говорят, что на стороне Гитлера воевали представители всех стран Европы, то как-то про голландцев, французов и других западных европейцев подразумевают или скандинавов. А вот про то, сколько чехов и поляков служило в немецкой армии как-то предпочитают умалчивать. Причем если из тех же голландцев формировали отдельные подразделения, то поляки и чехи (и русские с украинцами и белорусами тоже), просто служили наравне с немцами. И обычно отдельно не выделялись в списках личного состава.
Считается, правда, что подавляющее большинство было в роли «хиви» (так называли добровольных помощников из местного населения) и использовалось на вспомогательных работах в тылу. Что особой разницы не имело. Своей службой в тылу «хиви» высвобождали немцев для передовой.
Тем более, что и «хиви» не всегда в тылу отсиживались. В окруженном Сталинграде из них аж целая дивизия сформировалась.
В документах очень часто встречается упоминание о немецких частях, в которых на самом деле более половины составляли поляки, чехи и русские. Особенно начиная с 1943 года.
Судьба Ани Морозовой
Фильм заканчивается неожиданно. Зритель узнаёт, что главная героиня картины Анна Морозова, которая к концу фильма остается в живых, не доживает до конца войны.
Подробности зрителю не сообщают, что и понятно, поскольку это уже за рамками сюжета.
Но узнать о её судьбе мы можем.
После освобождения Брянщины Морозова служит в Красной Армии, заканчивает курсы радистов. В составе разведывательно-диверсионной группы «Джек» в конце 1944 года она попадает на территорию Восточной Пруссии. Её личный позывной «Лебедь».
В тот период готовилась Восточно-Прусская операция, для разведки на немецкую территорию было заброшено много разведгрупп. К сожалению, большинство из них погибло. И условия крайне сложные, и население враждебное, да и немецкие спецслужбы работу свою, к сожалению, выполняли успешно.
Группа «Джек» не стала исключением. Из Восточной Пруссии на территорию Польши удалось прорваться лишь четверым, позывные «Сойка», «Лебедь», «Гладиатор» и «Крот». Там группу снова накрыли, и «Лебедь» осталась одна. Правда ей удалось присоединиться к диверсионно-разведывательной группе 2-го Белорусского фронта, которой командовал капитан Черных. Но и эта группа попала в засаду. Морозова была ранена, и подорвала себя гранатой. Это было 31-го декабря 1944 года, ей было всего 23 года.