Не так давно в статье “Пять советских фильмов с самыми длинными названиями” мы вспоминали киноленты времен СССР, у чьих афиш приходилось надолго останавливаться – настолько длинными были их названия. Однако время не стоит на месте, и фильмы последующих десятилетий также подарили нам немало интересных и необычных названий, самые длинные из которых мы постараемся вспомнить в этой статье. И, конечно, мы благодарим наших читателей за подсказанные фильмы – без вас бы этот материал точно не состоялся.
1. “Овечка Долли была злая и рано умерла” (2015 г., реж. А. Пиманов)
В результате научного эксперимента молодой человек попадает в прошлое и встречает там своих будущих родителей – нет, это не пересказ сюжета фильма “Назад в будущее”, а завязка картины “Овечка Долли была злая и рано умерла” режиссера Алексея Пиманова. В научно-фантастической комедии на российском материале действие происходит в 1980-х, по которым в последнее время так часто ностальгируют отечественные кинематографисты – вспомнить хотя бы знаменитый сериал “Восьмидесятые”. В “Овечке Долли” на глазах у зрителя протекает жизнь советской молодежи времен фарцовки, товарного дефицита и неизменной студенческой романтики, в то время как главный герой пытается не выдать своего “современного” происхождения, а его возможность вернуться в свое время оборачивается существенной проблемой. Кстати, интересно, что одну из ролей в фильме исполнила певица Юлия Савичева – для нее эта работа стала вторым появлением на экране в качестве актрисы (не считая камео).
2. “Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов” (2017 г., реж. А. Хант)
“Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов” – дебютная работа молодого режиссера Александра Ханта, получившая крайне необычное и длинное название. Криминальная драма в формате роуд-муви о бывшем воспитаннике детдома, отправившемся на поиски своего отца, снималась как дипломная работа Ханта во ВГИКе и, несмотря на первый режиссерский опыт, стала заметным событием в российском киносообществе. Лента была благосклонно принята кинокритиками и удостоена более десятка как отечественных, так и зарубежных наград, а сам режиссер получил “Нику” в категории “Открытие года”. Кроме того, одной из отличительных особенностей ленты стал крайне современный саундтрек – в фильме звучат песни групп “Не твое дело”, “Грибы”, рэпера Хаски и других. Кстати, интересно, что исполнитель одной из главных ролей Алексей Серебряков отказался от гонорара и играл бесплатно, желая поддержать молодого режиссера.
3. “Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь” (1998 г., реж. И. Макаров)
Фильм с замысловатым названием “Тело будет предано земле, а старший мичман будет петь” – первая работа в кино театрального режиссера Ильи Макарова по сценарию Константина Мурзенко (более известного зрителю по эпизодической роли Фашиста в фильме “Брат-2”). По мнению многих критиков, режиссер и сценарист явно вдохновлялись фильмами Тарантино, однако в итоге у них получилась вполне самостоятельная история в контексте своей эпохи. В центре сюжета – охота за телом криминального авторитета, похищенным двумя бандитами, вокруг которой сходятся сразу несколько сюжетных линий других героев. В целом, ленту трудно отнести к какому-то конкретному жанру, поскольку в ней сочетаются элементы и криминального фильма, и комедии, и абсурда, однако ясно одно: появление такой картины было возможно только в 1990-х – в эту странную эпоху ничем не скованной свободы самовыражения и многочисленных экспериментов в кино в диапазоне от безумства до шедевра.
4. “Дедушка хороший, но… не говорит, куда спрятал деньги” (1993 г., реж. А. Дудоладов, А. Гришко, И. Рух)
Фильм “Дедушка хороший, но… не говорит, куда спрятал деньги” может похвастаться не только длинным названием (в котором уже чувствуется центральный конфликт ленты), но и внушительным перечнем режиссеров – в работе над картиной принимали участие сразу три постановщика. Авантюрная комедия о поиске клада, некогда спрятанного старым большевиком и бывшим сотрудником правоохранительных органов, сочетает приемы классических советских комедий и киноэстетику девяностых, а сюжет порой напоминает то гайдаевские “12 стульев”, то его же “Операцию “Кооперация””. Надо сказать, что, помимо занятного сюжета, эта лента интересна еще и актерским составом – в частности, в образе того самого “дедушки” выступил ветеран советского кино Иван Рыжов, для которого эта работа стала одной из немногих главных ролей за всю карьеру – до этого актер снимался преимущественно в эпизодах.
5. “Особенности национальной подледной ловли, или Отрыв по полной” (2007 г., реж. С. Мареев)
Цикл “Особенности национальной…”, в гротескной форме демонстрирующий черты русского характера и менталитета, был начат Александром Рогожкиным в 1995 году и с тех пор не только разросся до пяти лент, но и обзавелся несколькими фильмами-перекличками, снятыми сторонними режиссерами. Одним из них стала картина “Особенности национальной подледной ловли, или Отрыв по полной”, поставленная в 2007 году Станиславом Мареевым. С циклом Рогожкина картину роднят лишь название и рыболовная тематика – в остальном это совершенно самостоятельная история о двух друзьях, отправившихся на зимнюю рыбалку и вынужденных в течение недели дрейфовать на отколовшейся льдине. В отличие от фильмов Рогожкина (сравнения с которыми неизбежны), “Особенности национальной подледной ловли” представляют собой менее эксцентричное и “мужское” кино – сам режиссер даже называл свой фильм притчей, а не комедией. Словом, эта лента едва ли скрасит типичный мальчишник, но, возможно, придется по вкусу любителям отчасти смешных, отчасти грустных историй, неспешных, как сама подледная ловля, – что, впрочем, тоже по-своему ценно.
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Первая часть статьи: "Пять советских фильмов с самыми длинными названиями"
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: