Последняя версия, которую довелось почитать принадлежит писателю Александру Масякину.
В одном из интервью он говорит:
«Я, например, единственный человек в нашей стране, который работал с архивами Георга Штайна, немецкого искателя сокровищ Третьего рейха, в частности – Янтарной комнаты. У него уникальные документы. Настолько уникальные, что он поплатился за них жизнью: погиб в 1987 году от восьми колото-резаных ран».
Могу добавить, официальная версия полиции звучит обыденно – самоубийство.
Когда фашисты захватили Царское Село, то искали культурные ценности. Там шерстили грабители от штаба Розенберга и батальон штаба Риббентропа. После войны её поисками занимались на самом высоком уровне в СССР и ГДР. Были и другие искатели частники. Масякин пишет, "полковник «Штази» Пауль Энке выяснил, что туда приезжал Сольмс-Лаубах, личный представитель Гитлера". Он создавал музей для фюрера, поэтому покупал и воровал предметы искусства по всей Европе. Он потребовал найти легендарную Янтарную комнату, Гитлер собирался лечить в ней свою психику. Ни для кого не секрет, что он очень любил янтарь.
Комнату нашли быстро. По просьбе гауляйтера Восточной Пруссии Коха отправили в Кёнигсберг, пока строился музей для фюрера. В итоге она оказалась в руках крупнейшего в мире специалиста по янтарю Альфреда Роде. Кстати, ещё в 1932 г. он пытался купить эту комнату у СССР, и вот в 1942 г. вожделенное сокровище оказалось у него в руках.
И вот здесь начинается самое интересное. Оказалось, что у Роде в замке нет большой площади. Янтарные панно занимали 55 квадратных метров, а у него только тридцать. Поэтому у него получилась эдакая янтарная шкатулка. Он дорожил ею больше жизни. Как пишет Масякин:
«Так дорожил, что, когда 30 августа 1944 года английская авиация стирала Кёнигсберг с лица земли, он сидел в своём кабинете, а Янтарная комната, уже разобранная, стояла в подвалах под ним. И он говорил: если я погибну, то только вместе с ней. Когда его наутро встретила подруга дочери, она увидела совершенно поседевшего и постаревшего человека с трясущимися руками».
Тут возникает интересный вопрос, а куда же делись остатки? Зимой 1944-45 гг. Роде получил приказ переправить комнату в Германию. Но не трудно себе представить, как он не хотел этого делать. И тогда пришла в голову неплохая мысль – отправлять по кусочкам остатки, а в документах писать «Янтарная комната». Он обманывал даже Гитлера, но свою «шкатулку» ни за что не хотел отдавать. Кусочки разошлись минимум по четырём адресатам.
После войны выяснилось, часть комнаты была утоплена в заливе, когда немцы пытались по льду её вывезти. Часть попала в шахту в Тюрингии, где хранилась часть сокровищ рейха. Но в апреле 1945 г. её беззастенчиво обчистили американцы. Вот когда об этом узнал Штайн, то почему-то решил таким своеобразным образом свести счёты с жизнью в лесу, порезав сам себя. Что-то оказалось у Мюллера, шефа гестапо.
Когда Красная армия в начале апреля захватила замок, то быстро выяснилось какие ценности хранятся в его стенах. Но 11 апреля замок вспыхивает так же, как ленинградские Гатчина или Павловск. Немцы оставили зажигательные смеси. Поиски на пепелище были недолгими, в Москву улетела телеграмма – ничего нет. В 1946 г. в комиссию по поиску вошёл Александр Кучумов. Он не поверил отчёту Брюсова, руководившим поисками.
«Он пришёл к Брюсову: ты, спрашивает, видел своими глазами, что она сгорела? Это несколько тонн янтаря, как они могли сгореть, чтобы совсем не осталось следов? Хоть кусочек оплавленный! Тот: нет, говорит, не видел. Даёт Кучумову бумажку о том, что до 5 апреля Янтарная комната целиком находилась в замке. В архиве Кучумова я её и нашёл. И Кучумов едет в Кёнигсберг. Он перекопал всё что мог – и стал бить в набат: Янтарная комната не сгорела».
Выяснилось много деталей, и Кучумов понял, следы надо искать в министерстве госбезопасности, но ему запретили заниматься поисками. Чуть позже один из очевидцев, немец, рассказал, что комнату из замка всё же вывезли в Берлин. После Победы она оказалась в руках генерала Серова, будущего первого главы КГБ. А в 1950 г., Янтарную комнату вместе с другими прусскими сокровищами передали американцам. В это время начались выплаты СССР по ленд-лизу.
Но не стоит сразу обвинять Советы в разбазаривании российского культурного наследия. Дело в том, что пруссаки намерено ввели в заблуждение особистов. Никто из них до этого даже не знал о существовании этого достояния страны, поэтому на глазок определить, что это за ценности не представлялось возможным. Поверили на слово немецким специалистам. Добавлю, что её всё же вывезли из замка в Геологический музей, поэтому в Берлине янтарная комната шла по другим описям, как ценности из Восточной Пруссии. Это была такая изощрённая месть немцев.
Можно поспорить с исследователем, но факты вещь упрямая. Слишком много ценностей неожиданно всплывает именно за океаном, когда их пытаются продать. А найти украденные фашистами сокровища дело очень непростое. И как оказывается – смертельно опасное.
Если статья была интересна, то ставьте т.н. «лайк». Не забудьте подписаться.
Ваш В.Л.