«После Лённрота большинство других собирателей тоже побывало в Ухте и записало руны. И на нашу долю досталось записать во время обхода деревни. Особенно много рун знали оба Яманена, отец которых пел когда-то Лённроту… Улыбки и отнекивания кончились тем, что в горнице, куда посторонних не пускали, они открыли свой рунный ларец и исполнили эти песни. Они согласились и на то, чтобы я сфотографировал их в той позе «подадим друг другу руки, крепко сцепим наши пальцы», в которой, по словам Лённрота, певцы раньше состязались, хотя эта манера пения и была братьям незнакома…».
Трудно найти сегодня в Карелии человека, которому незнакомо имя Элиаса Лённрота, собирателя-составителя карело-финского эпоса «Калевала». А вот имя Инто Конрада Инха, цитата из книги которого приводится выше, было известно разве что специалистам. С ним познакомила выставка «Фотоэпос Инха: Карелия минус 124» в Национальном музее Карелии.
Спустя всего 60 лет после Лённрота, в 1894 году, Инто Конрад Инха, финский фотограф, журналист, переводчик, языковед, собиратель карельской народной поэзии, отправился в Беломорскую Карелию по тем местам, где записывал руны Элиас Лённрот.
Результатом экспедиции стала коллекция из черно-белых фотографий. Учитывая уровень фототехники конца XIX века, более чем солидная. Ее называют летописью эпохи, «написанную светом и тенью». И книга «В песенном краю Калевалы» 1911 года.
До последнего времени книга была недоступна русскоязычному читателю. Переводчик Роберт Коломайнен восполнил этот пробел, и книга «В песенном краю Калевалы» И.К. Инха вышла на русском языке.
Цитаты из книги дополняют выставочный фоторассказ. Путешествуя дорогами Лённрота, Инха успел отснять еще живые и бытующие традиции северных карелов, когда «фольклор был живой песней, а традиции — образом жизни».
Сегодня Конрада Инха можно было бы назвать фоторепортером, причем талантливым, умеющим увидеть при съемке яркие, сочные детали, позволяющие создать неповторимую картину жизни, раскрыть характеры героев. В его коллекции панорамные снимки старинных деревень, дороги и транспорт, по которым и на которых ездили 124 года назад в Беломорской Карелии (похоже, кое-какие из них сохранились до сих пор), игры и забавы карелов того времени, подробности быта.
А главное, много портретов – выразительных, запоминающихся. Именно в создании портретов выразился талант не только фотографа, исследователя, но и художника Инха. Неслучайно его фотоколлекцию называют фотоэпосом.
В последние десятилетия крупные журналы России все чаще публикуют подобные фоторепортажи — о жизни старинных городков, сел, народных промыслов. Спешат снять уходящую натуру. То, что снимал Инха, уже ушедшая натура. А еще образ Беломорской Карелии, описанный путешественником и писателем, у которого к тому же взгляд фотографа, – «ценный источник документальных сведений о нашей истории».
Автор: Валентина Чаженгина
Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей"!
https://gazeta-licey.ru/news/72093-karelskiy-fotoepos-into-konrada-inha