В последней статье я затронул тему инструментов линейного мышления и коротко описал формально-логические методы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Эти три инструмента тесно связаны между собой:
1. Понятие определяет сущность (смысл, основные свойства) всего сущего.
2. Суждения работают с понятиями, определяя между ними отношения.
3. Умозаключение работает с суждениями, делая выводы и позволяя принимать решения.
Вот такая технологическая цепочка.
Можно сказать еще и вот так:
1. Когда вы узнаете или создаете сами новое понятие, то вы фрагментарно (фрагментами, элементами, кусочками) расширяете область (объем, границы) своего познания – информационного мира, отражающего реальный мир.
2. Когда вы формулируете суждения (рассуждаете), то вы, используя эти понятийные фрагменты (элементы) выстраиваете определенную информационную систему: элементы + отношения.
3. Когда вы делаете умозаключения, то вы, логически связываете суждения для того, чтобы подвести итог (сделать вывод) и, на основании его, перейти к действиям.
В этой статье рассмотрим еще такие методы линейного логического мышления как дедукция и индукция.
Дедукция – это движение от общего к частному. Результат дедукции – умозаключение, например: «Все умные люди читают книги» //1 посылка// → «Я не читаю книги» //2 посылка// = «Я дурак …» //заключение//. Конечно же, истинность заключения зависит от истинности посылки. Если вторая посылка в данном, конкретном случае не вызывает сомнений – факт, то первая сомнительна.
Индукция – это движение от частного к общему. Позволяет делать обобщающие умозаключения, например: «Света кричит из окна перед экзаменом – халява приди! //1 посылка// →Маша кричит… //2 посылка// → Оля … //n посылка// = Все девушки кричат перед экзаменом – халява приди, а ты, Наташа, не кричишь, значит ты не девушка» //умозаключение//.
Да, как часто в жизни мы делаем неправильные выводы и, соответственно, неправильно поступаем, а потом удивляемся негативному результату своих действий.
Вы думаете, что я упрощаю? Вот реальный пример, не так давно сидел за кружкой пива со своим давним товарищем. При разговоре он построил мыслецепочку: «Я хорошо играю в настольный теннис» //1 посылка// → «Коля ….» //2 посылка// → «Ваня …» //3 посылка// → «Женя …»// 4 посылка// (Это все наши друзья-товарищи). При этом по умолчанию шли другие посылки: «Я умный человек (как известно – все жалуются на память, но никто не жалуется на ум») //1 посылка// → «Коля ….» //2 посылка// → «Ваня …» //3 посылка// → «Женя …»// 4 посылка//. В конце он озвучил умозаключение: «Тот, кто хорошо играет в теннис – умный человек». И, соответственно, «Тот, кто плохо – неумный».
О своей игре в теннис я умолчу… : –))
Поэтому, для правильного индуктивного мышления нужно уметь:
– наблюдать (управлять вниманием);
– замечать (видеть умом, а не только глазами);
– описывать замеченное;
– выделять в нем главное – то, что вас интересует;
– причем замеченное (выборка) должно быть в достаточном количестве и в виде фактов, т.е. конкретное, реальное, истинное;
– уметь обобщать.
Учимся использовать дедукцию и индукцию в своем линейном мышлении!
http://dva5508.wixsite.com/intellect