Найти в Дзене
Мой интеллект

Что это такое – индукция и дедукция в линейном мышлении

В последней статье я затронул тему инструментов линейного мышления и коротко описал формально-логические методы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Эти три инструмента тесно связаны между собой:

1. Понятие определяет сущность (смысл, основные свойства) всего сущего.

2. Суждения работают с понятиями, определяя между ними отношения.

3. Умозаключение работает с суждениями, делая выводы и позволяя принимать решения.

Вот такая технологическая цепочка.

Можно сказать еще и вот так:

1. Когда вы узнаете или создаете сами новое понятие, то вы фрагментарно (фрагментами, элементами, кусочками) расширяете область (объем, границы) своего познания – информационного мира, отражающего реальный мир.

2. Когда вы формулируете суждения (рассуждаете), то вы, используя эти понятийные фрагменты (элементы) выстраиваете определенную информационную систему: элементы + отношения.

3. Когда вы делаете умозаключения, то вы, логически связываете суждения для того, чтобы подвести итог (сделать вывод) и, на основании его, перейти к действиям.

В этой статье рассмотрим еще такие методы линейного логического мышления как дедукция и индукция.

Дедукция – это движение от общего к частному. Результат дедукции – умозаключение, например: «Все умные люди читают книги» //1 посылка// → «Я не читаю книги» //2 посылка// = «Я дурак …» //заключение//. Конечно же, истинность заключения зависит от истинности посылки. Если вторая посылка в данном, конкретном случае не вызывает сомнений – факт, то первая сомнительна.

Индукция – это движение от частного к общему. Позволяет делать обобщающие умозаключения, например: «Света кричит из окна перед экзаменом – халява приди! //1 посылка// →Маша кричит… //2 посылка// → Оля … //n посылка// = Все девушки кричат перед экзаменом – халява приди, а ты, Наташа, не кричишь, значит ты не девушка» //умозаключение//.

Да, как часто в жизни мы делаем неправильные выводы и, соответственно, неправильно поступаем, а потом удивляемся негативному результату своих действий.

Вы думаете, что я упрощаю? Вот реальный пример, не так давно сидел за кружкой пива со своим давним товарищем. При разговоре он построил мыслецепочку: «Я хорошо играю в настольный теннис» //1 посылка// → «Коля ….» //2 посылка// → «Ваня …» //3 посылка// → «Женя …»// 4 посылка// (Это все наши друзья-товарищи). При этом по умолчанию шли другие посылки: «Я умный человек (как известно – все жалуются на память, но никто не жалуется на ум») //1 посылка// → «Коля ….» //2 посылка// → «Ваня …» //3 посылка// → «Женя …»// 4 посылка//. В конце он озвучил умозаключение: «Тот, кто хорошо играет в теннис – умный человек». И, соответственно, «Тот, кто плохо – неумный».

О своей игре в теннис я умолчу… : –))

Поэтому, для правильного индуктивного мышления нужно уметь:

– наблюдать (управлять вниманием);

– замечать (видеть умом, а не только глазами);

– описывать замеченное;

– выделять в нем главное – то, что вас интересует;

– причем замеченное (выборка) должно быть в достаточном количестве и в виде фактов, т.е. конкретное, реальное, истинное;

– уметь обобщать.

Учимся использовать дедукцию и индукцию в своем линейном мышлении!

http://dva5508.wixsite.com/intellect

Наука
7 млн интересуются