Найти тему

Мой последний учитель. География нравственности.

В моей школе было не так много учителей мужского пола, но всё-таки именно о них пойдёт речь. Прежде чем начну рассказывать о моём любимом преподавателе, введу в курс дела повествованием о ещё нескольких.

Фото из интернета. Но наш ОБЖшник порой выглядел именно так.
Фото из интернета. Но наш ОБЖшник порой выглядел именно так.

«В Карелии сосать запрещено!» — каждую пару кричал сильно пожилой, но очень бодрый в своих движениях и мыслях ОБЖшник Матвей Васильевич. Я так и не поняла, сколько ему лет: в пятом классе думала, что 92, в одиннадцатом классе думала, что всё ещё 92. Не помню, на чем основывалась в своих предположениях и почему его возраст никогда не менялся. Что же до диковатого тезиса, который он вечно кричал, то он был небезосновательным. В Карелии очень много змей, и если в городах они носят платья и женские имена, то на природе и в посёлках это — уж и гадюка. Первый вид змей не представляет никакой опасности для человека, второй вид представляет, но низкую. И учитель ОБЖ объяснял, что в наших краях десна кровоточат и высасывать яд змеи крайне опасно. Можем сказать, что Матвей Васильевич был родоначальником кликбейта (громкой и не отражающей суть фразы для завлечения).

Посмотрите на физрука в одноимённом сериале. А теперь представьте полную его противоположность - именно таким был физрук в нашей школе.
Посмотрите на физрука в одноимённом сериале. А теперь представьте полную его противоположность - именно таким был физрук в нашей школе.

Физрук был забавным – Иван Алексеевич. Но он не был похож на Дмитрия Нагиева в одноименном сериале. Ему было около 50-ти лет, очень худой, смуглый, не типичная стрижка – волосы немного удлинённые, уже тронутые сединой. Если бы я увидела его в обычной жизни, то не поверила, что этот человек работает учителем. Если я видела в расписании урок физкультуры, то начинала верещать от радости! Улыбка расплывалась на моём лице, спина выпрямлялась и с гордой осанкой я бежала… в столовую. Да, я часто болела, потом выходила с больничного, не ходила на физкультуру из-за освобождения, а потом вновь болела. В старшей школе я уже и без больничных ходила в столовую, а в конце года приходила сдавать нормативы. Сдавала всегда на пятёрки, несмотря на мою болезненность, я всегда была очень спортивной — такое вот противоречие. Физрук решил поставить мне 5 за четверть, но полненькая одноклассница начала с ним войну: «Почему Света не ходила – ей 5, а мне 4? Я на все уроки ходила». Резонно. Иван Алексеевич объяснил, что она очень плохо сдавала нормативы, но одноклассница стала требовать поставить мне тройку. Я в диалоге не участвовала, потому что ощущала в словах этой девочки пусть однобокую, но справедливость, которой она так хотела добиться. Он и сам относился ко мне плохо, его раздражала моя беготня в столовую и такое отношение к физкультуре. Но почему-то он все равно поставил мне 5. В университете история повторялась: мои контрольные, ответы на экзаменах, эссе всегда ценились больше посещений.

Трудовик нашей школы внешне был похож на главного героя фильма "Во все тяжкие". Только оправа его очков была несколько крупней. Раза в три.
Трудовик нашей школы внешне был похож на главного героя фильма "Во все тяжкие". Только оправа его очков была несколько крупней. Раза в три.

Петрович – вёл труды у мальчиков. Я никогда не знала, как его зовут. Казалось, что он и сам уже забыл, как его зовут. Даже учителя женского пола, относившиеся к нему с особой теплотой и нежностью, граничащей с флиртом, называли его исключительно Петровичем. Я знала, что мальчики вечно подтрунивали над ним, он в шутку бегал за этими хулиганами с огромной метлой или граблями, но все они в душе горячо любили своего Петровича, подрабатывавшего ещё и дворником.

Найти фотографию учителя, похожего на нашего географа было несложно. Достаточно было ввести в поисковик "Советский учитель". На каждой фотографии были стать, осанка, костюм, - а всё это именно про Николая Анатольевича.
Найти фотографию учителя, похожего на нашего географа было несложно. Достаточно было ввести в поисковик "Советский учитель". На каждой фотографии были стать, осанка, костюм, - а всё это именно про Николая Анатольевича.

Николай Анатольевич – именно он вдохновил меня написать эту статью. Учитель географии, возраст его был примерно 55-60 лет. Его волосы всегда были уложены. Я предполагала, что по утрам он их расчесывал деревянным гребнем – так делал мой дедушка. При таком расчесывании в одну или две стороны образовывалось несколько волн, а вид становился чрезвыйчано ухоженным, но при этом мужественным. Он всегда ходил в идеально выглаженных костюмах. Нашими учителями и учениками дресс-код не соблюдался вообще (только в начальной школе детишки бегали в форме бордового цвета). Уже из-за того, что он был в костюме, выделялся Николай Анатольевич колоссально. Он был строг, не любил опоздания, всегда задавал домашние задания, часто проводил контрольные, которые оценивал не очень строго. Я до сих пор помню розу ветров, виды климата; к слову, всё, что было связано с климатом, воздухом и прочими вещами я страшно не любила, но со временем знала идеально, как и каждый ученик в классе. Зато я выучила названия всех камней. Он выдавал индивидуально небольшие коробочки, в которых находилось около 15 пород камней, это задание было любимым для меня. Все с радостью ковырялись в породах, я так влюбилась в камни, что даже откромсала себе кусочек слюды и отнесла его домой. Никто не давал нам лучше материал, чем учитель географии, но он дал нам ещё больше.

Я всегда считала, что урок литературы является единственным, способным дать основы нравственности, в меньшей мере ещё и история. Остальные же уроки не способны развивать духовность учеников. Но недавно вспомнила о Николае Анатольевиче, это единственный учитель, который повлиял на меня, задал определенные ориентиры в жизни. Весь класс затаивши дыхание слушал его истории, его личные наблюдения в жизни. Он был примером учителя советского времени. Как-то он показывал карточки — результаты опросов учеников — разных лет, к кому обращается подросток, когда у него проблемы. Понятное дело, что сейчас к Интернету. Но на карточках наиболее старых и потрепанных было написано, что в тройку тех, к кому обратится подросток входил... учитель. Для нас это казалось чем-то заоблочным. Когда Николай Анатольевич рассказывал истории, то давал им оценку, строгую, несколько эмоциональную. У него не было любимчиков, он был именно примером, он никогда не переходил дистанцию в общении с учениками... До одного рокового случая.

Работа в школе прервалась в один момент. Контингент нашей школы оставлял желать лучшего: много богатеньких, но бездарных детишек. И один ученик довёл нашего географа, обматерил, за что получил – Николай Анатольевич схватил его за грудки и выволок из кабинета. Ученик был сыном каких-то «важных» родителей, поэтому решение директора об увольнении произошло в считанные дни.

Всё это прошло мимо меня, видимо, болела, узнала я об этом позже. Класс наш не был сплоченным, но будь у нас в классе тот, кто так себя ведёт с Николаем Анатольевичем, то мы бы сами выволокли его из класса.

Для меня увольнение учителя географии Николая Анатольевича кажется символичным. Это было изгнанием советских стандартов, ценностей. Его конфликт с учеником стал для меня образом и метафорой: последнее дыхание борьбы советского учителя «с новым русским учеником».

Такой учитель не справится с тем, что является «нынешним учеником». Когда кругом мир изменился, родители изменились, улица изменилась, то один учитель не сможет вынести груз воспитания единолично. Учитель, содержащий в себе былые устои, отныне изгнан.