Иногда, если клиент расстановки попадает в позицию сопротивления, нужно не подталкивать его к активным действиям, вызывая еще большее сопротивление, а просто поменять рамку работы.
На одной из клиентских групп клиентом, назовем его Арнольд, была заявлена очень интересная тема.
В какой бы коллектив я ни приходил работать, рано или поздно со мной делают следующее:
Подставляют, проявляют нетерпимость и плохо скрываемую агрессию.
Предъявляют претензии, причем коллеги, равные мне по статусу.
И буквально изгоняют из коллектива, делают продолжение моей работе в данном коллективе невозможным.
Был такой период в моей биографии, что я два года не работал, настолько тяжело оказалось мне это пережить.
Хочу понять причины и ситуацию отрегулировать.
Так, чтобы больше такого не повторялось.
Работать мне нравится. Очень хочется, чтобы моей карьере ничто не мешало.
Первоначальный образ расстановки метафорически показал в следующий образ: молодого парня оклеветал соперник в делах любовных, представил перед всей общиной в чудовищно чёрном свете. И осудила община «виноватого» на жестокую казнь – «избиение камнями».
То, что пережил человек между судом и казнью, и особенно в момент казни – это целый спектр очень сильно заряженных эмоций и чувств. От недоумения («За что?», «Почему меня?», «Неужели никто не вступится за меня?») до зашкаливающего вопля страдания и страха уже в процессе казни.
Обычно мы такие истории обрабатываем с помощью трансформации образа ситуации. Вместо казни - чудесное спасение. Вместо бессилия и страха – активные действия. На самом деле вариантов много. И эти варианты должен выбрать сам клиент. Это его решение. Его выбор.
А тут такое дело. Клиент сделать выбор не может. Клиент находится в полном ступоре бессилия, в полном замешательстве. Ни одного слова произнести не может. Выбрать вариант продолжения тоже не может.
После нескольких неудачных попыток сдвинуть ситуацию с мертвой точки прямо сейчас, был объявлен перерыв. Всех заместителй посадили на место.
***
И тут у расстановщика мелькнула идея.
Клиент может воспринимать группу заместителей и наблюдателей (а их было в этот вечер много – около 30 человек), как точную копию, повторение ситуации в момент той казни. И состояние клиента было соответствующим – сопротивление.
Клиент был в переносе с казненным, бессильным что-либо поменять, один на один с целой толпой. Расстановщик и заместители воспринимались клиентом как часть этой толпы, то есть как палачи. И предложения с этой стороны (от палачей!!!) не воспринимались никак.
После этого клиенту было сделано такое предложение: «Ситуация такова. Налицо сильное сопротивление процессу. Давайте сделаем так. Я объявлю перерыв. Группа отдохнёт. А мы с вами один на один всё прекрасно доделаем в соседней комнате».
И смена рамки – с групповой на индивидуальную - дала прекрасные результаты. Клиента как подменили. Он прекрасно, ёмко, результативно прошел всю процедуру обработки этой ситуации. Положительные изменения читались и на уровне тела-ощущений, и на уровне эмоций-чувств. Осанка и мимика лица тоже поменялись в лучшую сторону.
Освобождение от полярности палача почувствовал и сам расстановщик. С чувством глубокого облегчения! Потому как находиться в гуще этой полярности дело не совсем веселое.
***
Вывод: Иногда, если клиент расстановки попадает в позицию сопротивления, нужно не подталкивать его к активным действиям, вызывая еще большее сопротивление, а просто поменять рамку работы.
***
Через полгода клиент зашел и дал обратную связь, рассказал о результатах расстановки. Приглашен на весьма престижную и перспективную работу зарубежом. При этом он так и светился! Просто сиял от счастья!
Пожелаем ему успехов и процветания на новом поприще!
***
В центре семейного консультирования "ОЛЬВИЯ" расстановки, психологические тренинги и консультации каждый день!