Найти в Дзене
Фёдор Фёдоров

"ВОТ ТОЛЬКО ЖАЛЬ РАСПЯТОГО ХРИСТА!". ОБРАЗ ИИСУСА В ТВОРЧЕСТВЕ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО

ЧАСТЬ 1

ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИИСУСА ХРИСТА ДЛЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ

Иисус Христос - личность, занимающая, безусловно, важнейшее и уникальное место в истории человечества. Во-первых, как создатель одной из трёх мировых религий - христианства. Христиане ныне составляют треть населения Земли, и для них Иисус - Мессия, Спаситель, олицетворение Бога и Сын Божий. Более того, Иисус как великий проповедник почитаем и в других религиях. Например, в исламе он - пророк Иса. А мусульмане в свою очередь населяют четверть земной суши.

Если же не брать во внимание даже религиозные убеждения, Иисус Христос был уважаем многими великими общественными и культурными деятелями. Если привести наглядный пример из живописи, то стоит вспомнить выдающегося русского художника Александра Иванова известен всему миру как автор одной картины – «Явление Христа народу». Он написал немало и других прекрасных произведений, но именно беззаветная вера и безмерное уважение, преклонение перед личностью Иисуса заставило потратить живописца на данную работу 20 лет своей жизни.

"Явление Христа народу" (1837 - 1857, автор - Александр Иванов)
"Явление Христа народу" (1837 - 1857, автор - Александр Иванов)

Если же коснуться литературы, великий русский писатель и мыслитель Лев Толстой в конце XIX века открыто отрёкся от догматов официальной православной Церкви и даже по сути стал создателем своей "мини - религии" - толстовства. Он также не считал и Христа Богом, а также богочеловеком. Но преклонялся перед ним как перед величайшим Учителем в истории, а Нагорную проповедь называл важнейшим событием для человечества.

Лев Николаевич Толстой
Лев Николаевич Толстой


Возьмём сферу большой политики. Уже в XX веке великий индийский философ, политик и общественный деятель Махатма Ганди, индуист по вероисповеданию, положил в основу своего учения о ненасилии именно идеи Христа. Ганди тоже стал уникальной личностью в истории человечества, политиком, который впервые в истории добился независимости своей страны [Индии] путём ненасильственного сопротивления. После смерти великого проповедника его учение "сатьяграха" стало основой для выдающихся борцов за права человека по всему миру. Например, пастор Мартин Лютер Кинг в 1960-х годах в США добился официального признания за чернокожим населением страны равных прав с белыми жителями. И Ганди, и Кинг, как когда-то Иисус, были убиты за свои светлые деяния.

Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди
Мохандас Карамчанд (Махатма) Ганди
Мартин Лютер Кинг
Мартин Лютер Кинг

Выше шла речь о людях с разными религиозными взглядами, но в общем именно о верующих последователях Иисуса Христа. Многие же видные деятели культуры в XX веке были атеистами или агностиками. Но в их произведениях очень часто появлялся образ Иисуса Христа как человека, принёсшего миру идеалы Любви, Добра, Правды, Справедливости, и безвинно погибшего за свои великие проповеди. Более того, многие из них даже ставили настоящие взгляды Христа в пику догмам официальной Церкви, в первую очередь, католической. Дескать, церковники с течением времени "подмяли под себя" Священное Писание так, как им надо. Более того намекали на то, что они "убили" своего Учителя второй раз. Один из самых выдающихся и знаменитых писателей "потерянного поколения" Эрих Мария Ремарк был убеждённым атеистом. Но в его романе "Чёрный обелиск" главный герой, увидевший распятие Христа в храме, говорит о нём чисто с сочувствием и пониманием, при этом презирает священнослужителей, думающих только о наживе. Рассуждая он приходит к мрачному и страшному выводу: если бы Иисус ожил и вновь начал проповедовать свои идеалы, он стал бы мешать "грязным" делам официальной Церкви, её представители уничтожили бы его во второй раз… Христос здесь тоже «отделяется» автором от общей неприглядной картины, он вновь олицетворение абсолютной Справедливости, которую так не любят в продажном мирке.

-6

При этом надо понимать, что «потерянное поколение», измученное войной, на жизнь смотрело в принципе весьма трагично. Но Иисус появлялся в произведениях и совершенно иначе. Достаточно вспомнить, какое бесчисленное количество раз так или иначе, с необычайным воодушевлением, доротой и светлостью описывался в мировой культуре библейский сюжет рождения Христа в Назарете и поклонения ему волхвов. Одно из самых знаменитых и интересных воплощений в поэтической культуре – стихотворение «Рождественская звезда» Бориса Пастернака, человека верующего. В нём действие как бы переносится в русские края, воссоздаётся атмосфера нашей морозной зимы. Говоря о всемирно известных музыкальных «пересказах» жизни Христа, как не вспомнить знаменитейшую рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса? Показ этого театрально- музыкального произведения в разных точках планеты не раз вызывал бурю негатива от официальных религиозных организаций. В ней Иисус показан как человек, а не как Сын Божий. И один из авторов оперы Тим Райс считал, что от такого взгляда на личность Спасителя величие Христа только возрастает.

Фрагмент из легендарной рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда"
Фрагмент из легендарной рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда"

Так что вне зависимости от различных взглядов на религию, Иисус для великих писателей, поэтов, художников, композиторов, скульпторов и других деятелей искусства является либо человеческим Идеалом, либо великим пророком и олицетворением абсолютного Добра и Любви. Образ Иисуса Христа в литературе разными авторами показан, конечно, по - разному, со своими нюансами, но практически всегда - это образ беззаветного, бескорыстного мученика за светлые идеалы и праведное будущее человеческой цивилизации.

ПОМЯНУЛ ОН ХРИСТА, ОШАЛЕВ ОТ ЗАСНЕЖЕННЫХ ВЁРСТ...

Рядом с Иисусом Христом даже по влиянию на мировую цивилизацию не поставишь, наверно, никого. Хотя "Учителями", пусть даже грешными, можно назвать многих представителей мировой культуры. Они были наделены поистине Божьим даром и честно, смело, свободно напоминают в разные времена людям о вечных, незыблемых ценностях, жизненных истинах. К тому же о судьбах таких талантливых людей, чаще всего о поэтах, очень часто говорят, что они несут "крест" своего творчества - опять же прямая аналогия с Христом, который тоже часть пути сам нёс свой крест на Голгофу, в прямом смысле слова.

-8
-9

Владимир Высоцкий - один из тех, чья праведная, честная поэзия обернулась для него "тяжким крестом" и в прямом, и в переносном значении. Несомненно, что он был главным голосом народа в своё время, "хриплоголосой совестью" нации. Ненавязчиво он и учил нас в своих песнях. Священник отец Михаил Ходанов, который является ценителем творчества Владимира Высоцкого и хорошим исполнителем его песен, считает, что во времена официального атеизма, богоборчества всенародно любимый поэт проповедовал христианские идеалы, так как своим творчеством он призывал людей к честности, справедливости, любви, добру, состраданию - основным христианским ценностям. Иисус Христос, кстати, учил не держать зла даже на своих врагов и учиться прощать. В своих песнях лирический герой Высоцкого прощал даже предателей, оставивших его в беде. Сразу на ум приходит окончание знаменитой "Дорожной истории":

...И он пришёл - трясётся весь...
А там - опять далёкий рейс, -
Я зла не помню - я опять его возьму!

Или такой отрывок из стихотворения 1967-70 годов:

"Расплескалась судьба без остатка.
Кто прощает, тот не обречён!"

К тому же существует немало доказательств тому, что Высоцкий был человеком верующим, хотя и к атеистам его причисляют тоже нередко. Сложные противоречивые сведения о духовной жизни поэта я уже разбирал в своей статье "Вопрос о крещении и религиозности великого поэта".

Если интересно, Вы можете ознакомится с ней по ссылке:

https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166..

Владимир Высоцкий с нательным крестом на шее
Владимир Высоцкий с нательным крестом на шее

Сегодня же речь пойдёт непосредственно об образе Христа в поэзии русского гения.

Как бы там ни было, но Спаситель как символ добра, правды, милосердия, ненасилия очень часто появляется в стихах поэта. Это даже если не считать упоминаний "вскользь", как, например, в "Песенке о переселении душ" - "Кто верит в Магомета, кто в Аллаха, кто в Исуса...". Или, к примеру, в совсем раннем малоизвестном стихотворении без названия:

Ты не пиши мне про берёзы, вербы -
Прошу Христом, не то я враз усну, -
Ведь здесь растут такие, Маша, кедры,
Что вовсе не скучаю за сосну!

Или вот отрывок из ранней песенки «Ленинградская блокада», которая, можно сказать, была ещё только «затравкой» для грандиозного «военного цикла» великого поэта:

Блокада затянулась, даже слишком,
Но наш народ врагов своих разбил, -
И можно жить как у Христа за пазухой, под мышкой,
Но только вот мешает бригадмил.

Если говорить о действительно весомых упоминаниях образа Христа, то разговор, в первую очередь, пойдёт о серьёзных философских произведениях поэта, там, где лирический герой ищет смысл в своей жизни, находясь в непростых обстоятельствах, совершает духовный, моральный, ведущий к истинной свободе выбор, ну или просто говорит о своих моральных ориентирах, безнравственных вещах, которые не может переносить на дух. И здесь сразу же хочется вспомнить, пожалуй, самую известную строку Высоцкого о Христе - "/ Я не люблю насилье и бессилье, / - Вот только жаль распятого Христа! / ". Справедливости ради надо заметить, что в первоначальном варианте эта строка звучала совершенно иначе: "И мне не жаль распятого Христа!". Но, думаю, это было написано во вдохновенном порыве, ведь сами стихи – очень откровенны и резки, протестующие против окружающей, "забывшей слово «честь»" действительности. Безусловно, такие произведения создаются, когда «накипело», в особом творческом раже. Плюс ко всему поэт всё же её исправил. И смысл этих строк с «поправкой», по-моему, стал поистине глубоким, обрёл особую самоценность.

-11

Да и вряд ли бы Владимир Семёнович мог оставить в итоге первый вариант, потому-что к личности Христа он относился с явным, глубоким уважением. Это видно даже по его исповедальным поздним строкам из стихотворения "Мне судьба - до последней черты, до креста...". Автор говорит о тяжёлом предназначении поэта и человека, который уверенно и неотступно несёт правду, остаётся собой до конца, не взирая на окружающую беспросветную "суету сует". Здесь поэт буквально оголяет перед нами свою душу, свои творческие цели, свой духовный мир, он исповедуется... Вначале стихотворения вновь возникает образ Христа:

Мне судьба – до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней – немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что – не то это вовсе, не тот и не та!
Что – лабазники врут про ошибки Христа,
Что – пока еще в грунт не влежалась плита...

В песне излагается много вещей, за которые лирический герой готов спорить «на разрыв аорты». Но первое для него - "что лабазники врут про ошибки Христа". И это точно наводит на мысль, что Иисус был для поэта, по крайней мере, главным образцом, идеалом честного человека.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...)

Ссылка на вторую часть: https://zen.yandex.ru/media/id/5db9ff290ce57b00ad8166..

Если понравится материал, не забудьте подписаться на "Фан-группу Владимира Высоцкого" по ссылке:

https://vk.com/club68159637