Не могу забыть один эпизод. Я тогда закончила первый курс филфака.
Перед уходом на каникулы получили мы студенты задание – найти и записать на аудио народные произведения - любые, но, чтобы непременно в исполнении «носителей традиции» то есть жителей сельской местности. Обычно традицию берегли бабушки. Всё это было уже 25 лет тому назад. Тогда в деревнях ещё жили бабушки, которые не просто знали, а использовали в жизни фольклор и обряды. Сегодня таких вот особенных бабушек в деревнях центральной России почти и не осталось (а дедушек и подавно) Вот нашими молодыми студенческими силами и пытались хоть как-то народную культуру сохранить…
Я летом обычно гостила в деревне у своей родной бабушки в Ульяновском районе Калужской области. Узнав о моём деле, бабушка посоветовала мне обратиться к местной певунье и сказительнице – Агафье Степановне. Жила Агафья Степановна в соседней деревне. Километрах в семи от нашей. Я и пошла туда вместе со своей бабушкой.
Деревенька оказалась совсем маленькой – домов 20 всего. Дом Агафьи Степановны старый, но ухоженный. Во дворе курочки копаются. Пёс-охранник лай поднял. Но хозяйка нас что-то не встречает. Стучимся. Слышим голос из горницы, - «Заходите. Кто там?»
Зашли мы. Оказалось, что Агафья Степановна не здорова. Второй день «давление мучает» Неудобно мне стало. Человек болеет, а я тут пристаю вроде бы с пустяками… Разговор повела бабушка. И, к моему удивлению, Агафья Степановна проявила живой интерес, и согласилась исполнить свадебные плачи. Стала вспоминать, какой она певуньей в молодости была. Да, как она причитала, когда замуж выходила.
Обряд сватовства и свадебного сговора предписывал невесте громко причитать. Узнав, о том, что её девичество закончилось и впереди – семейная жизнь, просватанная девушка сначала сидела молча и тихо. Даже выражение такое сохранилось – «сидит, как просватанная». В конце сватовства, когда уж принимались обсуждать приданное, невеста с силой и чувством била локтями о стол, причитала в голос, прямо вопила и плакала, уронив голову на руки. Никого такое поведение не шокировало, даже, если девушка выходила замуж по любви. Напротив, верхом неприличия считалось, если девушка не оплакивала своё девичество. «В девках не поплачешь – замужем наплачешься.»
Так выглядел старинный обряд сватовства. И в нём была своя мудрость и, даже, необходимость. Семью в те годы воспринимали иначе, чем теперь. Самая важная встреча человека – это встреча с суженым или суженой. Суженый – это тот, кого тебе присудил Бог для жизни и рождения детей. Хорошо, если это совпадало с личным выбором, но так было далеко не всегда. И свадебные причитания, и плачи в этом контексте - это своего рода психологический приём примирения со своей Судьбой. Один раз оплакала прилюдно - и приняла, и живёшь. А ведь и семантика слова судьба означает Суд Бога или Суд Божий.
И вот, как интересно выглядела на этом фоне личная судьба Агафьи Степановны.
К ней посватался старший брат её любимого. Родители с обоих сторон сочли брак выгодным. И дали сватам добро. Молодая Агаша сидела за столом ни жива, ни мертва. А её любимый (брат жениха) стоял под окном их избы, и молча плакал. Пришла пора Агаше причитать и бить локтями о стол. И как уж она голосила, как причитала… Оплакивала не только свою девическую волю, но и свою несостоявшуюся любовь. Суженый её не тот, кого она любила!
А что потом? Потом была долгая жизнь с супругом. И первые 10 лет молодые жили, как принято было тогда, в доме мужа. Там же жил и младший брат жениха – любимый Агафьи. Но ничего меж ними не было никогда. Хоть и видели они друг друга ежедневно.
- А как же, - рассказывала Агафья Степановна, - боялись мы тогда Суда Божьего!
Она рассказывала о своей жизни, а из глаз её катились слёзы. Она вспоминала свадебные причитания, и эти воспоминания возвращали её в прошлое.
Любимый её так и не женился. Умер после войны от туберкулёза. А с мужем прожили вместе долгую жизнь – 52 года. Потом муж умер. Дети к тому времени выросли и разъехались. Агафья Степановна оставалась в доме одна. К детям не ехала. Покидать своего дома не хотела.
- Они в городах живуть, - пояснила она, - а я хочу в своей избе помереть.
Я волновалась за Агафью Степановну. Давление же… Но после такого трогательного рассказа, слёз и песен, она вдруг встала и улыбнулась.
- А чё, девки, - сказала она весело, - а не попить ли нам чайку?
Эту встречу я запомнила на всю жизнь. Эта простая деревенская женщина с 4-мя классами образования хорошо объяснила мне, что такое «Суд Божий» для русского человека.
У современных людей совсем другие ориентиры и ценности. На первом месте стоит личное удобство и счастье. Это, наверное, правильно…Только крепких семей становится меньше. Хотелось бы верить, что счастливых людей, по крайней мере, будет больше. А ещё мне хотелось, чтобы оставалась память не только об исторических событиях, но и простых реальных людях и их историях.
Спасибо за внимание, уважаемый читатель!