- Отец Антоний, благословите, я уйду в мир. Монастырь - это не мое. Не спасусь я здесь. Хочется уединения, молитвы, а здесь целый день на людях, То прихожане, то паломники, то туристы в мини-юбках. Одно искушение».
Даже по внешнему виду было заметно, в каком душевном смятении он находится.
Молодой послушник стоял с опущенной головой перед своим духовником, ожидая благословения. Николай, так звали парня, в монастырь пришел не очень давно. Во время учебы в университете, он часто приезжал сюда на каникулы. И вот, после окончания университета, защитив диплом, он приехал сюда насовсем. Ему, как человеку образованному, недавно назначили послушание экскурсовода, что и послужило поводом обратиться к старцу.
Отец Антоний, пожилой иеромонах, внимательно посмотрел на Николая и опустил голову, погрузившись в молитву. Они так и стояли с опущенными головами: молодой послушник, ожидающий благословения, и убеленный сединами старец.
- Это тебя враг гонит - наконец сказал старец, поднявши глаза на Николая, - надо потерпеть. Ты твори про себя, умом, молитву Иисусову.
- Пробовал, батюшка, не получается, Мысли постоянно куда уносят. Я вот прочитал у Святых отцов, что нужно умом стать в сердце, и оттуда возносить молитву. А у меня ничего не получается. Не выйдет из меня монаха.- Николай тяжело вздохнул.
- О, куда ты замахнулся, - перебил его старец. - Такая молитва, брат, дар Божий. А читать Отцов надо с рассуждением. Давай-ка присядем.
Они присели на скамейку.
- Без рассуждения проходить молитву очень опасно.- Продолжил старец. Тебе сейчас нужно в простоте читать ее. Молитва - это очень тяжелый труд. Люди в миру думают, что монахи ничего не делают. Борьба с самим собой, со своей внутренней заразой очень тяжелая. В молитве Иисусовой важна постепенность. На начальном этапе необходимо научиться отсекать помыслы греховные. Враг в основном через мысли и действует. Что-то увидел, или услышал, и он сразу мысли влагает, или блудные, или раздражение, или осуждение. Вот здесь и важна молитва Иисусова.
Только заметил мысль - сразу же с молитвой к Богу обращайся. Так и говори: «Господи ты видишь, что я не хочу этих мыслей. Они лезут из моего грешного существа, помилуй меня грешника. Помоги мне!»
- А, правда, говорят, что от молитвы Иисусовой можно в прелесть упасть? - Николай заворожено слушал старца.
Лицо старца стало задумчивым. Видимо, он что-то вспомнил
- Можно, но это случается тогда, когда сердце еще не очищено, а подвижник, начитавшись отцов о благодатных дарах, начинает их искусственно искать. Я знал одного брата такого. Никто ему не был авторитет. На все предупреждения отвечал, что мы ему мешаем спасаться. Вот так-то Николушка, - улыбнулся старец. Запомни на всю жизнь - критерий правильной молитвы - покаяние и смирение. Есть чувство своего окаянства - молитва правильная. Только начнешь искать каких-либо переживаний и откровений - знай, что близок к погибели.
- Как же мне быть? Не могу я молиться, глядя на девиц в мини-юбках. И вся эта суета с бесчисленными паломниками, экскурсиями, расспросами - задумчиво произнес Николай.
Ударили в колокол, созывая всех на обед. Старец поднялся и, глядя на Николая, ответил:
- От себя никуда не убежишь. Весь грех находиться внутри человека. А люди и обстоятельства только раскрывают это. И не имеет значения, в монастыре ты, или в миру. Просто в монастыре это легче выявляется. Поэтому дьявол и пытается выгнать из монастыря.
И мой тебе совет: береги глаза и уши. Внешние впечатления ослепляют ум, заставляя его думать обо всем на свете, только не про молитву. Помнишь рассказ из Патерика про мудрую блудницу? Она шла навстречу монаху и с дерзостью смотрела ему в глаза. На замечания монаха она ответила: «Я потомок Евы и взята от мужа, поэтому на мужчин и смотрю, а ты, потомок Адама, взят из земли, вот в землю и смотри».
Впечатленный беседой со старцем Николай, робко спросил:
-Батюшка, а можно я буду к Вам в келию приходить?
-Можно, Николушка, можно. Приходи. Помоги тебе Господь - и он широко благословил Николая.
Окрыленный Николай улыбаясь, быстро шел по тропинке. Он был исполнен твердой решимости до конца вести борьбу с невидимым врагом, тем более что Господь послал ему такого мудрого наставника.