Найти в Дзене

Образ женщины в работах Мунка: от «Крика» до «Мадонны»

Оглавление

Образ женщины — один из ключевых в работах Мунка. Он не привычный, чувственный, задевающий за живое, как в целом и все творчество норвежского экспрессиониста. Оно стало таким во многом благодаря женщинам в его жизни, воспоминания о которых у художника были достаточно болезненными.

Потеря матери и сестры

В 5 лет Эдвард Мунк потерял мать, которая умерла от туберкулеза. Это событие сильно повлияло на мальчика: он не разговаривал целый год и начал рисовать. Позднее переживания вылились на полотно «Мертвая мать и ребенок». 

Мертвая мать и ребенок, 1899  г.
Мертвая мать и ребенок, 1899 г.

Но это потрясение было не единственным. Через 9 лет от туберкулеза скончалась старшая сестра Эдварда, София, которая была самым близким человеком юного художника. Позднее Мунк написал цикл картин, на которых изобразил «комнату умирающего». Первым из них стало полотно «Больной ребенок», написанное в 1885 году. 

Больной ребенок, 1885 г.
Больной ребенок, 1885 г.

На картинах выше женщины изображены больными и беспомощными. В работах читается не только страдание умирающего, но и горе потери человека, который любил и всю жизнь тяжело переживал их смерть.

«Крик» 

На первый взгляд так не скажешь, но на самой известной картине Мунка «Крик» тоже изображена женщина. Это вторая сестра Эдварда, у которой спустя некоторое время после семейной трагедии была диагностирована шизофрения. Однако здесь важен не сам человек, а чувства, которые он испытывает. У него нет ни пола, ни ушей, только крик души, который рвется наружу, но не может быть услышан никем, даже им самим. 

Крик, 1893-1910 г.
Крик, 1893-1910 г.

А Мадонна ли это?

Пожалуй, одной из самых обсуждаемых работ Мунка можно считать его «Мадонну». Это не божественная женщина с младенцем на руках, какой ее изображали на средневековых иконах и даже не мирская красавица Рафаэля. Это абсолютно земная женщина, которая погружена в свои мысли и страдания. А также образ плотской любви: девушка изображена в момент любовного экстаза, с растрепанными волосами и полузакрытыми глазами. Но она дарит миру новую жизнь и поэтому возвышается над остальными: над головой девушки красный нимб. Продолжение рода художник считал главной миссией женщины. Недаром другое название картины — «Зачатие».

Мадонна / Любящая женщина / Зачатие, 1894 г.
Мадонна / Любящая женщина / Зачатие, 1894 г.

Мунк создал пять работ с таким сюжетом, а в 1895 году написал вторую версию «Мадонны» — в момент рождения. Она повторяет первую, но только в нижнем углу изображен эмбрион, а на раме нарисованы сперматозоиды. Тем самым художник обращает внимание на то, что появление на свет ребенка — это не божественное явление, а биологический процесс.

Мадонна, цветная литография в художественном музее Охара, 1895—1902 г.
Мадонна, цветная литография в художественном музее Охара, 1895—1902 г.

Любовь зла

Мунк писал: «Женщина в её тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…». Именно такими были женщины, в которых влюблялся художник. Отношения сначала с Дагни Юль, потом с Туллой Ларсен были запутанными, болезненными, страстными и высасывающими энергию. Всю жизнь он искал свою «Мадонну», недаром еще одно название первой картины — «Любящая женщина», но получал взамен лишь терзающих его красоток. Недаром в картинах художника так часто встречается образ женщины-вампира.

Вампир, 1893 г.
Вампир, 1893 г.

Никаких возвышенных и прекрасных образов, только жизнь. И в этом все экспрессионистское творчество Мунка.

Автор текста: Дарья Мартыненко

Образ женщины в творчестве какого художника нам еще разобрать? Пишите в комментариях.