Шесть миллионов игрушек президента Рамбаля Коше… И среди них одна, трагическая и смешная – журналист Франсуа Перен. В его судьбе намешано всякого: был безработным, терял веру в себя и людей, взлетал на гребне профессиональной славы, был бит и бил сам. Но при всем этом сохранил чувство собственного достоинства.
Правда, не всегда дашь волю этому чувству ход. Особенно, если месяцами сидишь без работы. Но стоило чуть-чуть выгребтись на поверхность – покупает бутылку пепси-колы и, взболтав, брызжет липкой пеной в лицо преследователя своей жены. Это же чувство делает его «непонятливым», не понимающим, чего от него хотят респектабельная лакейская свита и ее маленький предводитель - сын президента крупнейшей кукольной монополии:
-Купить? Меня? Но я же не игрушка! Купите лучше вон того живого индейца!
А чем ты отличаешься от него? Чем? Тем, что ты образован и имеешь белую кожу? Но и тебя можно купить с потрохами. Думаешь, нет? Но ведь куплен же вместе с очками и лысиной редактор твоей газеты, все клерки и слуги – все 6.000.000 людей, находящихся под властью президента Коше.
Именно из-за абсурда, не веря в серьезность намерения, соглашается журналист Ф.Перен упаковаться в деревянный ящик … и превращается в живую игрушку – Жюльена, потеху малолетнего тирана и праздной публики. Метаморфоза почти мгновенна и потому ужасна: совсем недавно уверенный и напористый человек стал похож на бездумного, механического зайчика-барабанщика, в конвульсиях выбивающего дробь. Того самого крошечного, беззащитного зайчишку, что валяется на полу огромной комнаты, оснащенной всеми шедеврами детской игрушки.
…Через несколько дней Перен, уже обряженный ковбоем, встречается с игрушкой-индейцем. С тем самым, которому он не сочувствовал еще вчера. А теперь ощутил себя ниже его: ведь индеец уже освоился со своей ролью и не переживал открыто. А журналистово сердце еще очень больно саднило…
В чем сила слабого? В отчаянной, безоглядной смелости, когда уже нечего терять. Ведь и незабвенный А.А.Башмачников обозлился вконец, когда его безжалостно раздели. Вот и человек-игрушка начинает по-своему выражать протест, мстить своим мучителям. Он наказывает своего малолетнего хозяина и ему сходит с рук. Он толкает в бассейн мачеху своего мучителя – подколодную змею. Выпускает наиоткровеннейшую газету «Игрушка», где рассказывал обо всей подноготной семьи Коше… Но это не борьба, а бунт отчаяния.
Есть слуги по необходимости, а есть слуги по духу. Их называют лакеями. Такими лакеями и окружен Рамбаль Коше. Лакей духа – редактор. По приказу шефа он готов нагишом пройтись по редакции. И, видимо, не испытывает терзаний – ведь ему приказали.
Короче, власть денег иллюстрирована в кинофильме со всей наглядностью. Оказывается, можно оставаться безнаказанным, издеваясь над человеком, если ему предварительно заплатить. Но власть денег портит и господ, и лакеев. И неизвестно, кого больше. Господа привыкают к мысли, что им дозволено все, черствеют душой. А лакеи теряют чувство собственного достоинства, живут, действуют за подачку, за снисходительную улыбку хозяина. Когда и то и другое входит в привычку, наступает нравственное опустошение, одичание.
Написан текст в 1979 году...
ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ:
Мой дом - моя крепость. Куба - 1989 год