"Поставлено ужасно; снято ужасно; смотреть скучно; мужик, сыгравший отца главного героя, бездарный актер; скучно невыносимо; не трогает; во время просмотра явно ощущается отстраненность показанного мира от нашего (атмосфера уничтожена)".
Из одного отзыва о фильме на "Отзовике"
Итак, коротко о фильме...
Первые кадры: омерзительная сцена онлайн-разговора героя (Алексей Серебряков) с врачом об эвтаназии.
Ну что взять с человека, у которого в башке иголка.
(Цитата из фильма)
Далее: омерзительное вранье неудачника-героя своему отцу-известному дирижеру (Даниэль Ольбрыхский), о том, что у него все "тип-топ".
Еще далее: омерзительные отношения отца с сыном.
Они врут друг другу. Кричат и плачут, любят и ненавидят. Они готовы сойти с ума, но, непременно, достучаться друг до друга. Их отношения на глазах трещат, гниют, распадаются и рассыпаются прахом.
Под занавес: сын-жертва детских психотравм, выговаривает свои обиды умирающему отцу. Даже тогда, когда быть может, не стоило бы этого делать. И отец просит прощения... у сына, у домработницы - бывшей студентки, и вообще у всех, кого знал.
И что же?
В том-то и искусство режиссера(Сергей Ливнев), оператора(Юрий Клименко) и актеров, чтобы затянуть меня с ногами в самое чрево этих вечных отношений в парадигме "отец и сын", перетряхнуть, скрутить, выжать и вынести на свежий воздух просушиться.
В том-то и талант кинематографистов, чтобы за мизер времени показать, как жутко неудовлетворенный жизнью сын , наблюдая за угасанием жизни ненавистного ему отца успевает понять смысл жизни, обрести себя. Ведь он всю жизнь был в напряжении, пытался себя реализовать как художник. Из веревок делал инсталляции, ведь когда-то первую веревочную игрушку принес ему отец.
Настанет момент, когда он их распутает, очевидно его предназначение в другом.
В том и творческая удача создателей фильма, чтобы в нескольких эпизодах раскрыть судьбу женщины (Елена Коренева), которая всю жизнь посвятила талантливому дирижеру. Две ее фразы о многом говорят:
Он играет Моцарта, я стираю его трусы.
Цитата из фильма.
Начинала как студентка, потом стала ассистенткой с романтическими бонусами, потом домработницей без бонусов. Закончу как сиделка.
Цитата из фильма.
Серебряков, по моему убеждению, весьма достоверно показывает, как человек может запутаться в сетях - причем невооруженным взглядом видно: они(эти сети) у него отражаются в глазах.
Герой Ольбрыхского пронзительно жалок, а до того - до предела откровенен, властен и беспощаден.
У меня работа такая — руками размахивать.
(Цитата из фильма)
Плеяда признанных актрис (Елена Коренева, Полина Агуреева, Ольга Остроумова, Светлана Немоляева, Ёла Санько и Наталья Негода) - как скрипки, дудки, виолончели, флейты, арфы, - умело, тонко подыгрывает этому дуэту.
Все сделано статичной камерой, экспрессией главных героев, театральностью жестов и фраз, и веревками, веревками - символами запутанности их жизней.
"Ты отнял у меня мое счастье и отдал его другим", - говорит сын, не догадываясь, что еще к нему придет осознание: отец своей смертью избавит его от дальнейших сомнений, от необходимости что-то выяснять и что-то доказывать. Но не избавит от необходимости попросить прощения, даже когда будет поздно.
Головоломка, которую он сам для себя выдумал - ему была не нужна. В заключительных кадрах герой помогает старикам заниматься рукоделием - и этим он просит прощение у них, и наверное, у своего отца. Одинокие старики вырезают из дерева одиноких Ван Гогов. Наверное, все мы рано или поздно, Ван Гоги. Но на экране мы видим другое лицо героя, преображенное. И вспоминаем - он стал другим, когда услышал страшный диагноз отца. И пришел смысл жизни, он не в сомнениях, он в жертвенности, о чем еще говорил Андрей Тарковский.
Марк в фильме больше не будет ходить в маске для сна по улицам Риги, вспоминая количество шагов в знакомые квартиры. Он искал путь - он его нашел. Дай Бог бы каждому так.
Реальный человек, ставший прототипом главного героя
После просмотра фильма в журнале "Сноб" я узнал о писателе и художнике Саше Галицком.
Он из Москвы, но нашел себя в Израиле. Книги и выставки работ в России, США, Германии, Израиле.
Но есть у него, пожалуй, главная миссия. Почти 20 лет он учит резьбе по дереву стариков, доживающих свои последние дни в хосписах. Его книга «Мама, не горюй! " как раз об этом. А точнее о том, как сделать последние дни общения стареньких родителей и унылых детей счастливыми, да, счастливыми, я не оговорился.
Не уверен, но может быть именно Галицкий и стал вдохновителем сценариста и режиссера Сергея Ливнева в фильме "Ван Гоги". Если так, то первый раз фильм нужно посмотреть, чтобы узнать какая там история, а второй - чтобы понять, как нашу скучную обыденную жизнь сделать насыщенной, талантливой и полезной, пока не поздно...
Пишите. Подписывайтесь. Жду всех в гости в своем блоге!