Оригинальное название: Joker
Жанр: Драма
Год выхода: 2019
Режиссёр: Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Брайан Тайри Генри, Ши Уигэм, Френсис Конрой, Марк Мэрон, Брайан Каллен
59 баллов на metacritic и всеобщая зрительская любовь. Нападки со стороны западных критиков и огромные кассовые сборы во всем мире. Пожалуй, это один из самых противоречивых фильмов этой осени. Перед просмотром у меня не было ни завышенных, ни заниженных ожиданий, поэтому оценивать фильм будет проще.
Если вдруг кто не знает, фильм рассказывает о будущем Джокере Артуре Флеке – обычном аниматоре в гриме клоуна, мечтающим стать успешным стенд-ап комиком, которого будет любить публика. С самого детства мама твердила ему: «Ты пришел в этот мир для того, чтобы дарить людям радость». И сын во что бы то ни стало старается выполнять свое предназначение, но из-за психического расстройства, вызывающего неконтролируемый смех и непонимание со стороны общества он выглядит посмешищем, об которое все вытирают ноги. У него неприятности на работе, психотерапевт и выписываемые препараты не помогают справиться с недугом, плюс нужно ещё и заботится о больной матери, которая хоть и любит сына, но не оказывает ему никакой моральной поддержки.
В общем, перед нами типичный «лишний человек», который один одинёшенек в этом мире. Завязка фильма строится именно на душевном состоянии главного героя, поэтому описывать какие-то конкретные детали я не буду, ибо это уже спойлеры.
Рассуждать о фильме начну, пожалуй, с того, из-за чего часть людей, восхищенная фильмом, видит в нем шедевр — с актерской игры. Хоакин Феникс действительно отыгрывает своего персонажа на все сто. Наверное, тут стоит говорить о двух героях: Артуре – закомплексованном, неуверенном в себе комике и Джокере. Однако переход между ними плавный, не ощущается никакой резкой метаморфозы, накал безумия увеличивается постепенно. Практически с первых минут Артур уже воспринимается как психопат, но пока латентный. Персонаж вроде бы нормально контактирует с людьми, пытается справляться со своими жизненными трудностями, но один только взгляд Хоакина Феникса помогает прочувствовать все нутро героя ещё до каких-либо действий, подтверждающих его безумие. Усталый, замученный и практически полностью разочарованный в обществе, именно таким он предстает перед зрителями.
Образ Артура тоже проработан отлично. Не знаю, было ли так задумано, но лично мне он очень напомнил двух персонажей-психопатов: великого и ужасного Джека из культового фильма «Сияние» и другого Джека, из картины Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Но сильнее всего образ психопата создаёт именно смех актера. Сам смех описывать ни к чему (лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать), а вот то, как ведет себя актер во время таких сцен, заслуживает упоминания. В случае приступов неконтролируемого смеха персонаж Хоакина безуспешно пытается объясниться перед окружающими, отчаянно роется по карманам в поисках карточки, на которой написано, что с ним, и под конец уже во всю давится собственным смехом. Всё это убеждает нас, что герой явно болен, и Феникс отлично передал это в своей игре.
Внешний облик главного героя проработан хорошо: пёстрый, но в то же время педантично аккуратный костюм и грим, о котором стоит сказать отдельно. Если сравнивать грим Феникса и Леджера, то прослеживается интересное отличие. У Леджера грим на протяжении всей картины никак не меняется (максимально неряшливый и жуткий), а у Феникса он «калечится обществом». Получается, что в начале мы видим хорошо загримированного клоуна, готового к представлению, а в конце уже самого Джокера со смазанной краской и злобной улыбкой. Увы, создатели лишили Джокера на финальном этапе его становления улыбки Глазго, которая была у Леджера в «Тёмном рыцаре» (вместо шрамов на лице у Джокера красная помада). Не буду никак критиковать это решение, просто мне кажется, что шрамы бы не плохо вписались в образ. Но вот что в высшей степени превосходно поспособствовало созданию многогранного и интересного образа, так это, как ни странно, постоянное курение в кадре. Артур курит часто и глубокими затяжками из-за стресса, эмоционального перенапряжения и постоянной депрессии, Джокер же курит легко и непринуждённо, поскольку чувствует себя свободным от гнёта общества, однако он всё равно курит, и эта привычка является отголоском к его прошлой жизни.
Помимо Хоакина Феникса в фильме превосходно отыгрывает свою роль ещё и Роберт Де Ниро. Играет он популярного комика и телеведущего, которым, по сюжету, восхищается Артур. Между этими двумя персонажами разворачиваются сложные взаимоотношения, но раскрыты они поверхностно. Вообще если вы хотите увидеть глубоко раскрытых персонажей помимо Джокера, то вы обратились не по адресу. И это вполне простительно, ведь фильм, по сути дела, театр одного актера. Но вот что точно нельзя простить фильму, так это очень невнятно раскрытые отношения между Артуром и его матерью.
Вместе с актерской игрой хочется выделить музыкальное сопровождение. Оркестровые композиции в фильме правда шикарны. Они позволяют влезть в душу главного героя и прочувствовать все его переживания. Но не в начале картины. Саунд в начале такой же эмоциональный, как и во всем остальном фильме, но, увы, необходимого эффекта он не вызывает. В начале фильма есть сцена, где главного героя избивает шайка бандитов, и там играет невероятно трагичная музыка. Вообще, в истории кинематографа мало кому удавалось заставить зрителя проникнуться персонажем за первые 5 минут. И Тодду Филлипсу это, понятное дело, тоже не удалось. Но он решил очень навязчиво, с помощью не очень жестокой сцены и депрессивной музыки, выбить из зрителя слезу прямо в начале сеанса. Нет уж, не вышло.
А вот люди, которые работали с декорациями и светом, смогли создать ощущение тревоги практически сразу же. Серые и невзрачные улочки Готэма, по которым одновременно движутся сотни равнодушных людей, крутая лестница из холодного бетона, ведущая из ниоткуда в никуда и родной дом Артура, который изобилует бледно-желтым и горчичным цветами. Все это с первых минут вгоняет зрителя в уныние и задает правильное настроение на весь фильм.
Но не только уныние и отчаяние сопровождают зрителя в процессе просмотра картины. В фильме есть и элементы юмора, ведь Тодд Филлипс как-никак снял три «Мальчишника». Радует, то что режиссер не переборщил с комичностью и не сделал из психологической драмы черную комедию про обезумевшего клоуна. Юмора в фильме мало, и он очень хорошо вписывается в контекст происходящего.
В итоге, Джокер – это отличная картина, которая разительно отличается от остальных фильмов DC. Хоакин Феникс действительно потрясающе справился с ролью клоуна-психопата и может номинироваться не только на Оскар, но и на звание лучшего Джокера, вместе с Хитом Леджером (ну здесь имхо). Однако фильм – далеко не шедевр, поэтому идти на сеанс в ожидании чего-то вроде «Крестного отца» по мотивам комиксов явно не стоит.
Автор — Илья Брянкин.