В первую поездку в Рускеалу мы не знали о наличии там сооружений старого мраморно-известкового завода. Экскурсовод была так чудесна, что ничего не сказала - о том, что до сих пор что-то есть, а времени на самостоятельное хождение было немного. И перед второй поездкой читать ничего не стала - были же уже, все видели. И неожиданно - вот оно! Величественные трубы красного кирпича приковали взгляд и тянули к себе. Дошли, полюбовались, дотронусь. Уехали - с желанием вернуться еще раз, но уже к этим трубам. А потом была история с исчезновением фотографий. И их волшебным появлением.
А тем временем завод заслуживает отдельного рассказа. История рускеальских карьеров началась аж в 1768 г. с легкой руки Екатерины II, для строительства Исаакия требовался мрамор. Его то мы до сих пор можем наблюдать в облицовке собора, на его полу. Да и пол Казанского собора позднее облицован был местным камнем. Вообще за 1769-1838 г.г. горняки добыли тут 200 тысяч тонн мрамора для украшения различных зданий Санкт-Петербурга - те же подоконники Эрмитажа, окна Мраморного дворца, фасад Михайловского замка. А в 1975 г. камень сгодился и для павильонов ВДНХ. Да и питерское метро, станции «Приморская» и «Ладожская», радуют мрамором из Рускеалы.
Современные источники говорят о нахождении мрамора в этом месте лет на 50 раньше начала официальных разработок, и три каменоломни существовали до екатерининских инициатив. Екатерина же просто провела ревизию земель, в том числе - финляндских. И местный пастор Самуил Алопеус обратил внимание российски властей на факт существования ископаемых в ранее считавшемся бедном регионе. Кому интересно подробнее почитать - рекомендую заглянуть вот сюда.
В начале века 19-го местный мрамор начинают использовать для производства извести. Сказывается отсутствие госзаказов на камень облицовочный. Строятся 10 печей для обжига, работающих на дровах. Владельцем предприятия, как ни странно, был Санкт-Петербургский государственный университет.
Но госзаказы уменьшаются, объемы производства падают, на заводе тоска-печаль и запустение.
В 1870-е годы происходит возрождение производства, известь нужна все в больших объемах, строятся 3 новые шахтных полугазовые печи на 17-20 тонн извести в сутки.
А потом подсуетились финны, взяв карьер в аренду. За разработку взялись активно, предприятие процветало.
В Великую Отечественную шахты и каменоломни в Рускеале если и работали, то по минимуму. Зато прятаться от налетов в шахтах получалось отлично.
За 240 лет разработки в Рускеале пройдено 12 карьеров. Но лихие 90-е века 20-го, после сложных 80-х, завод не пережил. Печи были потушены.
Тем не менее один карьер все еще работает, на месторождении «Рускеала-2», и мрамор добывают для производства щебня. Ну а главный карьер, превратившись в красивейшее озеро, стал местом паломничества туристов. Но это уже совсем другая история - история одного энтузиаста, вложившего свои силы и энергию в расчистку и возрождение объекта.
К зданиям завода при нас официально группы не водили и особо ничего не говорили. К трубам пришли случайно - они вроде как не относятся к парку. И лезли мы к ним на свой страх и, как говорится, риск.
В эти шикарные трубы-печи на высоте порядка 15 метров от земли закладывали мрамор вместе с топливом.
Подвозили вот по такому "мостику":
В сети есть старые фото, на которых еще видно, что печи не стояли так как сейчас, сами по себе. Они были заключены в здание.
Под действием высочайших температур (тяга-то с такой высотой трубы ого-го-го какая!) камень превращался по сути в пыль, то бишь в известь.
Внутрь одной печи попыталась заглянуть:
Печи завораживают. Ходила вокруг них в полном восторге каком-то детском. И постоянно пыталась дотронуться до старого кирпича.
Сейчас место, где расположены печи, наверняка выглядит немного иначе. Можно ли сейчас подойти так близко к печам, как удалось нам? Не знаю... Никакого ограждения не было и пройти можно было совершенно спокойно (в левой стороны от парка).
Знаю точно, что сейчас там идут работы по очистке территории и облагораживании, превращении в полноценный туристический объект, который будет присоединен к парку. Хотя по мне так не надо ничего трогать, вот прям то, то надо при нас было. Вокруг относительный порядок навели, но некая иллюзия запущенности присутствовала :)