Валенсия чистый и цветущий город с архитектурой преимущественно белого цвета. О средневековых богатстве и зажиточности ярко свидетельствует воздушное здание Шелковой биржи, возведенное в готическом стиле. Это один из немногих памятников Европы того времени, не имеющий отношения ни к религии, ни к военному делу. Ведь обычно архитектурное строение представляет из себя либо собор, либо дворец, либо крепость. А тут – торговое здание.
Исторически и ментально Валенсия тяготеет к востоку Испании – Каталонии и Арагону. Если посмотреть на их флаги, то за их основу взяты красно-желтые полосы, в отличие от флагов других провинций. Валенсийское наречие испанского языка имеет много общего с каталанским языком. Если не играют «Валенсия» и «Леванте», то валенсийцы будут болеть за «Барселону» и уж точно не за «Реал». К этому есть резонные исторические предпосылки. Очень долго Валенсия входила именно в Арагонское королевство, хоть и имела в нем порядочную автономию. А современная Испания родилась в XV веке из союза Кастилии (Мадрида) и Арагона, выразившегося в династическом браке «католических королей» Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Но бытовые различия между этими частями страны, а в случае с Каталонией и совсем не бытовые, сохранились до сих пор.
В период гражданской войны 1936-1939 годов республиканское правительство перебралось в Валенсию, подальше от линии фронта, которая проходила прямо по Мадриду. Таким образом, на целых три года этот средиземноморский город превратился в фактическую столицу страны.
Как диктатор осушил реку
Валенсия стоит на реке Турия, при ее впадении в Средиземное море. Точнее, стояла. Дело в том, что эта небольшая и короткая речушка настолько сильно разливалась почти каждую весну, что затопляла не только город, но и всю одноименную провинцию Валенсия, принося немалые беды.
И вот, в 1957 году после очередного наводнения при сильном властителе Франсиско Франко было принято решение изменить русло реки. Авторитарный режим всегда способен на воплощение грандиозных проектов. Сказано – сделано. И устье Турии с 1973 года пролегло в нескольких километрах южнее города.
Споров было много. Правильно ли вмешиваться в природные явления и стихии настолько брутально? Но сегодня интереснее другое. В центре города текла полноводная река. Сейчас ее нет. Что вместо нее? А вместо нее появилось множество садов и парков, футбольных площадок и стадионов, прогулочных зон. И самое главное – Город наук и искусств. Один за другим стоят крупнейший в Европе Океанариум с множеством морских животных – от акул и пингвинов до моржей и тюленей; музей наук принца Филиппа (он уже стал королем), в котором вы не сможете оторвать ребенка от различных естественнонаучных опытов и экспонатов, которые можно трогать руками; планетарий; оперный театр и многое, многое другое.
Не давая оценки тому, правильно ли поступил в свое время каудильо Франко, скажу, что появившееся на месте Турии впечатляет.