Найти тему
ПАПА УЧИТ

Как учителю сохранить душевное равновесие?

Оглавление

Школа – это то место, где закаляется характер. Наверное. Деятельность педагогов складывается из разного рода общения, решения вопросов и составления бесполезных отчетов. Иными словами – каждодневного стресса. Эмоциональное выгорание является постоянным спутником педагога.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Педагоги склонны быть авторитарными, чересчур требовательными даже к родным и близким. Профессиональная деформация – один из признаков эмоционального выгорания.

Профессиональная деформация – это изменение моральных ориентиров, выражающиеся в изменении отношения к другим людям и переносу в свою жизнь профессиональных (отрицательных) качеств (жесткости, несерьезности, безучастности и др.).

Приход эмоционального выгорания можно не заметить, но это ведет к депрессии, путь из которой не так легок, безвреден и быстр.

Что может сделать педработник для себя?

Не брать «работу» домой

Сказать легко. Но как? С появлением сотовой связи человек доступен почти всегда и везде. С другой стороны любой может выключить телефон в нерабочее время. Другое дело, если учитель «тащит» классное руководство. В таком случае следует заранее готовить информацию, ответы на вопросы, которые могут возникнуть у родителей в группу класса в пресловутых мессенджерах.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Удаленное общение начиналось с переписки по электронной почте. Никто не рассчитывал получить ответ мгновенно или в тот же день. Это заставляет уважать время другого человека.

Хорошо - тоже отлично!

Таинственный принцип Парето «20/80» гласит: что только 20% потраченных ресурсов дают 80% результата. Например, только 20% выпускников конкретной школы способны написать ЕГЭ на 80 баллов. Или, 20% педагогов обеспечивают 80% того результата, что показывает вся школа.

Что делают тогда остальные на своей работе?))

Принцип Парето называют правилом наименьшего усилия. Как видно, достаточно приложить 1 из 5 способов/усилий, чтобы повлиять на результат. Значит, все второстепенные задачи (как часто бывает в школе) могут быть выполнены без фанатизма и с экономией ресурсов. Расставляйте приоритеты.

Планировать

Видение своих целей не позволит сбиться с курса в потоке воплощения целей других людей. Как понять свои цели? Нужно планировать. Тут в помощь и матрица Эйзенхауэра, и разделение слона на кусочки, и утренняя трапеза лягушками.

Матрица Эйзенхауэра поможет понять важность и срочность дел, и определит какие задачи преобладают у вас (важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные). Все неважные дела в вашей жизни должны быть количественно уменьшены.

Матрица Эйзенхауэра (Яндекс картинки)
Матрица Эйзенхауэра (Яндекс картинки)

Путь к большой цели (слону) должен быть разбит на маленькие шаги (кусочки). Сделав маленький шаг, большой путь не кажется таким далеким.

Считается, что утром самый большой запас энергии/силы воли. Поэтому утром нужно «есть» лягушек, то есть выполнять неприятные и трудные дела. Например, сделать звонок человеку, который вам не нравится, но он поможет в чем-то продвинуться.

В жизни учителей, а также в других профессиях достаточно стресса, чтобы «сломаться». Особенно это бывает, когда теряешь контроль над своей жизнью, мыслями, планами.

Было бы интересно, какими инструментами пользуетесь вы в своей жизни, чтобы сохранять эмоциональный баланс.