Школа – это то место, где закаляется характер. Наверное. Деятельность педагогов складывается из разного рода общения, решения вопросов и составления бесполезных отчетов. Иными словами – каждодневного стресса. Эмоциональное выгорание является постоянным спутником педагога.
Педагоги склонны быть авторитарными, чересчур требовательными даже к родным и близким. Профессиональная деформация – один из признаков эмоционального выгорания.
Профессиональная деформация – это изменение моральных ориентиров, выражающиеся в изменении отношения к другим людям и переносу в свою жизнь профессиональных (отрицательных) качеств (жесткости, несерьезности, безучастности и др.).
Приход эмоционального выгорания можно не заметить, но это ведет к депрессии, путь из которой не так легок, безвреден и быстр.
Что может сделать педработник для себя?
Не брать «работу» домой
Сказать легко. Но как? С появлением сотовой связи человек доступен почти всегда и везде. С другой стороны любой может выключить телефон в нерабочее время. Другое дело, если учитель «тащит» классное руководство. В таком случае следует заранее готовить информацию, ответы на вопросы, которые могут возникнуть у родителей в группу класса в пресловутых мессенджерах.
Удаленное общение начиналось с переписки по электронной почте. Никто не рассчитывал получить ответ мгновенно или в тот же день. Это заставляет уважать время другого человека.
Хорошо - тоже отлично!
Таинственный принцип Парето «20/80» гласит: что только 20% потраченных ресурсов дают 80% результата. Например, только 20% выпускников конкретной школы способны написать ЕГЭ на 80 баллов. Или, 20% педагогов обеспечивают 80% того результата, что показывает вся школа.
Что делают тогда остальные на своей работе?))
Принцип Парето называют правилом наименьшего усилия. Как видно, достаточно приложить 1 из 5 способов/усилий, чтобы повлиять на результат. Значит, все второстепенные задачи (как часто бывает в школе) могут быть выполнены без фанатизма и с экономией ресурсов. Расставляйте приоритеты.
Планировать
Видение своих целей не позволит сбиться с курса в потоке воплощения целей других людей. Как понять свои цели? Нужно планировать. Тут в помощь и матрица Эйзенхауэра, и разделение слона на кусочки, и утренняя трапеза лягушками.
Матрица Эйзенхауэра поможет понять важность и срочность дел, и определит какие задачи преобладают у вас (важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные). Все неважные дела в вашей жизни должны быть количественно уменьшены.
Путь к большой цели (слону) должен быть разбит на маленькие шаги (кусочки). Сделав маленький шаг, большой путь не кажется таким далеким.
Считается, что утром самый большой запас энергии/силы воли. Поэтому утром нужно «есть» лягушек, то есть выполнять неприятные и трудные дела. Например, сделать звонок человеку, который вам не нравится, но он поможет в чем-то продвинуться.
В жизни учителей, а также в других профессиях достаточно стресса, чтобы «сломаться». Особенно это бывает, когда теряешь контроль над своей жизнью, мыслями, планами.
Было бы интересно, какими инструментами пользуетесь вы в своей жизни, чтобы сохранять эмоциональный баланс.