Найти в Дзене

Как во Вьетнаме провожают уходящий год и кто такие Боги домашнего очага?

Во Вьетнаме новый год празднуют по лунно-солнечному календарю, поэтому дата каждый год немного смещается, в зависимости от первого дня первого лунного месяца.

Новый год во Вьетнаме это праздник весны, цветения и обновления природы, но предшествует ему и подведение итогов года уходящего. Поэтому ровно за семь дней до нового года вьетнамские боги домашнего очага возносятся на небо и докладывают Нефритовому императору о жизни семьи в уходящем году.

Боги домашнего очага принимают подношения - вьетнамская картинка "донг хо"
Боги домашнего очага принимают подношения - вьетнамская картинка "донг хо"

Богов домашнего очага трое - двое мужчин и одна женщина. Почему именно так? Ответ во вьетнамском предании:

«Кроме богини огня были еще боги Беп — боги домашнего очага, их называли также боги Тао или Нук. Они присматривали за дровами, огнем. Вера в них возникла, возможно, не в самой глубокой древности. Обязанности богов домашнего очага и бога земли различны, но народ часто воспринимал их как одно божество. Боги домашнего очага, в противоположность богине огня, очень добрые и отличаются мягким нравом. Их трое: одна женщина и двое мужчин.

Давным-давно жили одни супруги. Мужа звали Чонг Као, жену — Тхи Ни. Они жили вместе уже долгое время, но детей у них не было. Тхи Ни очень любила мужа, но у того был дурной нрав: он часто ругался с ней и даже поднимал на нее руку. И однажды она ушла из дома.

В других землях Тхи Ни вышла замуж за человека по имени Фам Ланг. Они жили дружно, муж очень любил свою жену. Супруги усердно трудились в поле. Однако Тхи Ни не могла забыть прежнего мужа.

Когда Тхи Ни оставила Чонг Као, тот сильно загрустил, бросил дом и пошел ее разыскивать. Однажды он постучался в дом Фам Ланга. Хозяин отсутствовал, и дома была одна Тхи Ни. Увидев гостя, она сразу поняла, кто стоит перед ней. Чонг Као же не узнал своей жены.

Чонг Као давно уже томился от голода и жажды. Тхи Ни накормила его досыта и допьяна напоила, но она не хотела, чтобы об этом узнал ее новый муж, и спать Чонг Као велела в стоге соломы, наваленном в углу сада. Вечером Фам Ланг вернулся домой. Перед тем как лечь спать, он поджег стог соломы, чтобы на следующий день удобрить золой поле. Огонь добрался и до Чонг Као. Когда Тхи Ни узнала, что сделал ее муж, Чонг Као уже сгорел. Не в силах сдержать охватившую ее скорбь, она прыгнула в огонь. Фам Ланг от горя тоже бросился следом.

Любовь этих троих людей тронула Нефритового императора, и он сделал их богами домашнего очага, поручив им присматривать за приготовлением пищи, а также следить за тем, какие хорошие и какие плохие поступки совершаются в течение года в семье. В двадцать третий день последнего лунного месяца они поднимаются на Небо и докладывают Нефритовому императору.

Боги домашнего очага имеют двух помощников. Первый помощник — это карп, он помогает богам добраться до Небесного двора из земного мира. Второй помощник — паук, с его помощью боги передают людям вести. Про то, как паук стал помощником богов домашнего очага, есть отдельная история.»

(с) Мифы и предания Вьетнама — Санкт-Петербург. : Петербургское Востоковедение, 2000

Подношения богам домашнего очага
Подношения богам домашнего очага

Говорят, что три бога - это три камня домашнего очага, без которых в доме не было бы тепла и еды.

Подношения для богов домашнего очага готовят самые разные, на поднос ставят клейкий рис, целого зажаренного цыпленка, блинчики с начинкой, традиционный новогодний рисовый пирог с мясом, салаты и фрукты.

Для обряда проводов богов домашнего очага на Небо покупают бумажные пожертвования (две мужские шляпы и одну женскую), а также трёх живых карпов.

Бумажные подношения, которые нужно сжечь
Бумажные подношения, которые нужно сжечь

После окончания обрядов, бумажные пожертвования сжигают, а карпов отпускают на свободу в реки, пруды или озера. Считается, что в глубоком пруду карп может превратиться в дракона, который и отвезет богов домашнего очага в Небесный дворец.

Живых карпов "отпускают" в пруды и реки практически единовременно по всей стране
Живых карпов "отпускают" в пруды и реки практически единовременно по всей стране