Найти тему
Sakh.online

В сахалинской столице машинам стало слишком тесно

Оглавление

Многие южносахалинцы наверняка позавидуют жильцам второго корпуса дома № 65 на проспекте Мира. Главное отличие их двора от большинства других — просторная площадка для автомобилей. В разговорах, кстати, люди не употребляют по отношению к ней слово «стоянка», чуть ниже мы объясним, почему. Место для машин в этом дворе покрыто асфальтом, отгорожено бордюрами, а главное — расположено в стороне от тротуаров и детской площадки. Соответственно, не возникает конфликтов по поводу того, что автомобили занимают не предназначенные для них места.

Фото Евгения Аверина.
Фото Евгения Аверина.

Где ставить машину

Началось все два года назад, когда группа жильцов решила создать во дворе своего дома ТОС — территорию общественного самоуправления. Как рассказал один из жильцов Павел Юдаев, хотелось обустроить двор, поставить там детскую площадку. Подали заявку, работа закипела. Логично возник вопрос — как привести в порядок пространство, куда хозяева ставят своих стальных коней? Пользоваться им было не очень удобно: асфальта нет, лужи, грязь…

Но и других мест для парковки тоже не предусмотрели. Поэтому решили заасфальтировать эту площадку в рамках ТОС. Однако закон такой возможности не давал. Тогда обратились к депутатам Гордумы Южно-Сахалинска (как раз начинались выборы). В итоге парковку заасфальтировали и установили бордюры.

Правда, сами жильцы говорят, что особо завидовать им не стоит — все машины на площадку не вмещаются. Полностью решить проблему можно, если обустроить еще одно пустующее место вблизи первого корпуса того же дома № 65. Но быстро это не сделаешь. Тем не менее попыток люди не оставляют, ведь у них есть опыт успешной реализации общественной инициативы. И опыт этот говорит, что в обращениях к власти лучше не употреблять термин «стоянка во дворе». Потому что для таких объектов существует масса нормативов, соблюсти которые достаточно сложно при скромных дворовых габаритах. А если написать просто «обустройство площадки во дворе», то запретов намного меньше. Закон, опять-таки, не запрещает ставить авто на таких участках.

Но, к сожалению, в большинстве дворов нет и такого — автор этих строк не раз убеждался в этом. На прошлой неделе я проехался по старым и новым районам еще раз. Картина печальная: автомобили все наглее оккупируют тротуары, клумбы, детские площадки. Из-за этого возникают конфликты разной степени скандальности. Историй об этом предостаточно в соцсетях. А корень у них один — людям просто некуда девать свои машины.

Слишком дорогая парковка

Старые городские кварталы проектировались, когда такое количество автомобилей и предположить было невозможно. Но в годы перестройки появилась возможность ввозить из соседней Японии подержанные легковушки. Вскоре выяснилось, что дворы все машины вместить не могут. Специально оборудованных мест для парковки в достаточном количестве так и не появилось, с этим согласны и в мэрии, и в ГИБДД города.

Правда, в последнее время при строительстве многоквартирных жилых домов предусматриваются подземные паркинги, однако в большинстве случаев они остаются невостребованными. Причина проста: высокая стоимость парковочного места. И деваться автовладельцам некуда — только во дворы.

Причем правила дорожного движения стоянку там не запрещают. Они также не регламентируют порядок и способ постановки транспортного средства. Только заезд автомобиля на тротуар считается нарушением, за него можно привлечь к ответственности любого водителя. Но в каждом дворе патрульный экипаж не поставишь.

—Тем не менее неравнодушные граждане направляют к нам фото и видео с зафиксированными случаями парковки на тротуарах, — рассказывает корреспонденту skr.su главный автоинспектор областной столицы Валерий Асташов. — Зная госномер авто, нетрудно установить его владельца и выписать штраф.

-2

Такую картину, как в этом дворе на проспекте Мира, встретишь нечасто: автомобилистам, пешеходам и мамам с детьми не приходится воевать за территорию

Но зачастую человека не найти по указанному в полицейской базе адресу. И внесенные туда телефоны могут не отвечать. Кроме того, если собственник говорит, что в тот день не садился за руль, а машину водил другой, то привлечь к ответственности сложнее.

Ну и главное — многие автовладельцы, не отрицая, что совершили нарушения, заехав на тротуар или детскую площадку, платят штраф и продолжают парковаться как попало.

В ГИБДД полагают, что снизить остроту проблемы поможет строительство парковочных площадок в нескольких десятках метров за пределами дворовых территорий. Это могло бы разгрузить их от избыточного количества машин. Но в один миг такие места не появятся. Надо учитывать, что существуют ограничения: парковки нельзя организовать ближе 10 метров от дома (при количестве машино-мест до 10). Еще при обустройстве стоянок для автотранспорта нельзя уменьшить зеленую зону, она должна занимать не меньше половины площади дворовой территории.

Концессия в помощь

Проекты недавно построенных домов тоже не предусматривали мест для стоянки транспорта. Изменения в лучшую сторону появились в самые последние годы, рассказали в мэрии.

Яркий и, по сути, пока единственный пример здесь — застройка в 16-м микрорайоне, где располагается база спасателей МЧС: там уже на стадии проектирования изначально были запланированы места для стоянки транспорта.

Власти Южно-Сахалинска видят решение проблемы в создании многоуровневых парковок. В идеале они должны быть во всех микрорайонах. Это прописано в муниципальной программе «Развитие парковочного пространства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2019–2022 годы», утвержденной в конце прошлого года.

Впервые три месяца 2020 года намечен ввод в строй подобного объекта на улице Детской. Многоуровневая парковка рассчитана на 300 автомобилей. Пользоваться ей смогут как жители близлежащих микрорайонов, так и посетители расположенного рядом парка отдыха.

Парковка эта примечательна еще и тем, что возводится на основе концессионного соглашения. Подобные сооружения долго окупаются, но при этом являются социально значимыми для Южно-Сахалинска, объясняют специалисты. Поэтому власти разработали механизмы поддержки инвесторов. Один из них — концессионное соглашение: часть затрат застройщику компенсируют из бюджета. После завершения строительства объект поступает в муниципальную собственность, при этом находится в пользовании инвестора на период, определенный договором. Таким образом, он компенсирует затраты на строительство и еще получает прибыль от эксплуатации объекта.

Сейчас ведутся переговоры с компаниями, у которых есть намерения построить такие же парковки в других местах областной столицы. Они также могут компенсировать свои расходы в рамках программы поддержки инвестиционной деятельности.

Коль места здесь нет

Возникает законный вопрос: как скоро все будет реализовано? Ведь о развитии парковочного пространства говорится уже давно.

Вот характерная цитата: «Коль места в городе практически нет, нужно воспользоваться методом наших японских и корейских соседей — их опытом быстро возводимых многоуровневых механизированных автостоянок. (...) Другой путь решения проблемы у нас, в Южно-Сахалинске, пока вряд ли возможен. Поэтому будем стараться решать ее именно так».

Эти слова 14 марта 2005 года произнес тогдашний и. о. главного архитектора островной столицы Евгений Левицкий. Полтора десятка лет прошло, а дело с мертвой точки почти не сдвинулось.

И, наконец, главный вопрос: насколько доступны будут многоуровневые парковки рядовому обывателю? В официальном ответе, полученном на наш запрос из мэрии, об этом ничего не сказано. А ведь если цена будет слишком высокой, большинство автомобилей так и останутся во дворах.

Подражание Москве

В центре Южно-Сахалинска, как в российской столице, парковки хотят сделать платными.

Муниципальная программа развития парковочного пространства в Южно-Сахалинске предусматривает возведение многоуровневых парковок на перекрестках улиц Больничной и Комсомольской (300 машино-мест), Пограничной и Комсомольской (500 машино-мест) и в районе консультативно-диагностического центра (150 машино-мест). В перспективе намечено строительство таких объектов в районе улицы Больничной, 55, южнее ЖК «Малиновка», а также в Луговом на улице Гайдука. Эти данные сообщили в городской администрации.

Кроме того, выдано разрешение на строительство двух автомобильных парковок в районе пересечения улицы Бумажной и проспекта Мира, а также на достройку многоуровневой парковки на участке возле перекрестка улиц Горького и Пуркаева.

Перечень территорий, предназначенных под строительство подобных объектов, будет корректироваться и расширяться с учетом разработки документов территориального планирования, отметили специалисты мэрии. Сейчас вносят изменения в проект планировки 8-го микрорайона, где намечено разместить многоуровневую стоянку — в дополнение к подземным, которые появятся под будущими жилыми домами. В таком же ключе планируется развивать Северный городок в Новоалександровске.

Всего в областной столице определены 12 земельных участков в рамках муниципальной программы развития парковочного пространства.

-3

Кроме того, в Южно-Сахалинске недавно принята новая комплексная схема организации дорожного движения. По сообщению пресс-службы городской администрации, в ней прописан ряд мер по улучшению условий передвижения транспортных средств и пешеходов и развитию улично-дорожной сети областного центра. Это касается и организации паковочных пространств. Так, например, предполагается сделать платными стоянки на ряде территорий в центре — по примеру Москвы, Белгорода и других городов со сложной транспортной ситуацией. Цель одна — обеспечить постоянное наличие свободных мест в нужном количестве, что позволит разгрузить дороги областного центра.

По оценке специалистов ГИБДД Южно-Сахалинска, создание платных парковок — это не выход из сложившейся ситуации. Данная мера не решит проблему заставленных автомобилями уличных обочин. У автомобилистов должна быть альтернатива — воспользоваться платной стоянкой возле нужного ему учреждения или бесплатной парковкой (многоуровневым паркингом, площадкой для стоянки), расположенной немного дальше. Но пока такого выбора нет.

Комплексная схема не решит и проблемы с парковками на отдельно взятых дворовых территориях. Выход поэтому надо искать в строительстве отдельных стояночных площадок.

Такую картину, как в этом дворе на проспекте Мира, встретишь нечасто: автомобилистам, пешеходам и мамам с детьми не приходится воевать за территорию.

Уйти под землю

Многоуровневые парковки, которые намерена сооружать мэрия, — дело хорошее. Но это — капля в море, считает эксперт Сахалинского отделения Общероссийского народного фронта Валерий Ерохов.

По его мнению, эти места не решат кардинально проблему стоянок во дворах. Какие же еще возможны варианты?

— Считаю наиболее эффективным строительство подземных парковок, — говорит общественник. — Они могли бы появиться и сейчас, когда делали ремонты дворов. Вполне реально разместить такие объекты под детскими и спортивными площадками, зонами отдыха, а их территории освободить от машин. Но мне возражают, что у нас большой уровень подземных вод. Однако в домах на этом же уровне давно находятся подвальные помещения. И ничего. Я бывал в Стокгольме, городе с многовековой историей. Там почему-то подземные парковки делают под строениями, которым не одна сотня лет. Климат в Швеции сравним с нашим. На мой взгляд, у нас просто нет политической воли на разных уровнях власти, чтобы переломить ситуацию.

В качестве наглядного примера Валерий Ерохов приводит отрезок улицы Физкультурной в северной части города. Два года назад его заасфальтировали, а потом столкнулись с тем, что движение на дороге утром и вечером парализовано. Жильцы расположенных рядом домов стали парковать свои машины на обочине. Только через месяц-другой городские власти сделали парковочные карманы и установили знаки, запрещающие парковку на дороге под страхом эвакуации транспорта. Почему карманы не обустроили сразу? Оказалось, изначально проект предполагал на Физкультурной две полосы для движения в каждом направлении. Если бы на правой парковались, то объехать машины можно было бы по соседней, левой полосе, потому и не предусмотрели места для стоянки. Но проект воплотили через несколько лет, и к тому же секвестировали — вместо двух полос для движения в каждом направлении осталось по одной. В итоге получился коллапс.

Еще пример — территория Дома офицеров, который уже снесли. Там находилась стоянка, она вызывала много недовольства тем, что большое количество машин выбрасывает тучи вредных выхлопов. У всех было единодушное мнение — закрыть. Никто не прислушался к другим предложениям: оборудовать удобную для автовладельцев территорию несложным механизмом очистки. Для этого выхлопная труба каждой машины подсоединяется к вытяжке, она соединена с общим на всю стоянку фильтром. Вредные вещества не полностью вылетают в атмосферу, а частично задерживаются. Но в итоге стоянку закрыли, а все авто переместились во дворы, под окна домов.

Валерий Ерохов считает также упущением, что в мэрии не рассматривают вопрос создания перехватывающих бесплатных парковок возле крупных остановок общественного транспорта, как, например, в Москве. Люди добираются до них на личных авто, оставляют их там, и дальше едут на общественном транспорте. Так же можно было сделать и у нас.

— Конечно, я понимаю, что в городе определенный дефицит свободных территорий, — говорит Ерохов. — Но возьмите, например, привокзальную площадь: почему не построить на ее месте многоуровневую парковку, а на первом уровне наконец-то обустроить нормальный автовокзал, посадочные перроны?

Надо начинать с малого.

Есть мнение

Удобно ли вам парковаться в вашем дворе и насколько удачно в городе решена проблема стоянок для автомобилей? Эти вопросы наш корреспондент задал жителям Южно-Сахалинска

Игорь Горожанов, заместитель председателя Сахалинского отделения Российского Союза ветеранов Афганистана:

-4

— Парковки в городе и во дворах — колоссальная проблема, это понятно всем. Но можно сравнить, что было лет 10–15 назад и что делается сейчас. Изменения в лучшую сторону налицо. Судить об этом могу по облику улицы Поповича, я по ней часто езжу. Мнение жителей все-таки учитывается, появляются парковочные карманы, детские площадки во дворах, и сами дворы приобретают цивилизованный вид. Надеюсь, что очередь скоро дойдет и до двора моего дома.
Конечно, хочется, чтобы все двигалось быстрее. Но здесь претензии надо предъявлять не только городским властям. Например, при ремонте улицы Рождественской подрядчик не справился с заданием.

Знаю про планы мэрии обустраивать многоуровневые парковки. Решение правильное. Но насколько они будут доступны? Думаю, надо бы сразу решить, кто и на каких условиях сможет ими пользоваться. Не забыть про ветеранов и другие категории населения. На мой взгляд, на парковках в центре города могли бы ставить свой транспорт работники близлежащих учреждений. Тогда освободится большое пространство на стоянках возле этих организаций, и посетители без проблем смогут оставлять там свои автомобили.

Ирина Аникеева, руководитель регионального Центра опережающей профессиональной подготовки:

-5

— Есть хорошая поговорка — все познается в сравнении. Поэтому я сравниваю картину в Южно-Сахалинске с той, что видела в Москве, и могу сказать — проблем с парковкой у нас нет. В моем дворе всегда найду, где поставить машину. До дома ходьбы — одна-три минуты. Полчаса кружить в поисках места для стоянки не приходится. И это счастье! Машины с улиц не эвакуируют — вообще рай. А вот с заправками в областной столице беда. По 30–40 минут на них теряешь как минимум.

Максим Лобановский, священник Русской православной церкви:

-6

— У меня уже лет пять нет проблем с парковкой — я живу на территории храма, расположенного на перекрестке улицы Больничной и проспекта Мира. А раньше мое жилье находилось в 9-м микрорайоне, вот там с этим возникали большие трудности. Найти место считалось большой удачей. Ставить машины приходилось чуть ли не под самыми окнами, все было, как говорится, на грани фола. А что касается дефицита парковочных площадок в городе… С этой проблемой сталкиваюсь часто — по долгу службы регулярно бываю в областном минсоцзащиты на улице Карла Маркса. Там все запружено транспортом, приходится ставить машину в близлежащих дворах. А на это уходит немало времени.

Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!