Найти в Дзене

Школу невозможно реформировать

Оглавление

На днях Ольга Васильева анонсировала отмену оценок по физкультуре, рисованию и пению …

Странно, а разве они были? В моем аттестате зрелости их точно не было ... Может я что-то упустил?)

Ну а теперь серьезнее.

Разрушить нельзя реформировать

Школу бесполезно реформировать но и разрушать ее, очевидно, тоже нельзя. И разрешить это противоречие на уровне школы не получится. Как и любое противоречие - на уровне системы.

“Невозможно решить проблему на том же уровне, на котором она возникла ...” А. Эйнштейн

А в чем проблема?

Точная формулировка мало что даст, понимание начинается не с формул.

Но вот несколько набросков о школе, об оценках, об успехе в жизни, которые я сделал в режиме “автоматического письма”.

Тут нечего редактировать: это не научное исследование, в лучшем случае - публицистика, предназначение которой - обратить внимание того, кто готов его обратить.

Источник: flickr.com
Источник: flickr.com

Что было бы, если ...

  • Что случилось бы, если бы Дмитрий Менделеев учился в современной школе, получал оценки, поступал в ВУЗ по результатам ЕГЭ? Гипотетически?

Ничего не случилось бы.

Не было бы периодической таблицы: Дима был троечником по химии. В хороший ВУЗ нынче он бы не поступил.

  • Станет ли хорошим писателем тот, у кого пятерка по литературе и русскому языку?

Недавно я встретил такую мысль:

“Статистически худшее, что может случиться с писателем - это профессиональное образование”.

Иосиф Бродский имел образование 7 классов. Получил Нобелевскую премию по литературе.

Рей Бредбери "вместо университета окончил библиотеку".

Антон Чехов, известный (кроме литературы) хулиганским поведением в школе и тем, что сделал дубль, оставаясь на второй год).

Есть множество других примеров, а исключений - меньше.

Предположим, что ...

Предположим, человек увлекся математикой в школе (ну, допустим, на математической вертикали)), сможет ли он, продолжая ходить в школу, развить свой талант? Гипотетически?

Поинтересуйтесь, сколько у среднего школьника уходит времени на домашние задания? Затем прикиньте, сколько нервной энергии он тратит на те предметы, которые ему просто, и вообще, и никогда, и никак не потребуются? Даже теоретически. И погуглите исследования, согласно которым, т.н. “многозадачники” соображают хуже их “монозадачных” конкурентов.

  • Сможет ли балерина стать примой, не освоим основы теоретической механики? По каким формулам она будет вертеться на сцене?
  • И можно ли вырасти в крупного историка уровня Ключевского, не умея дифференцировать хотя бы на уровне 11 класса школы? (Не знаю, сейчас в 11 классе дифуры проходят?)

Возможно, я привел не самые яркие примеры, но ведь идея ясна?

  • С одной стороны очевидно, что для успеха в жизни настолько широкий и абсолютно обязательный набор предметов не нужен. Просто не нужен. Никак.
  • С другой стороны, огромное психологическое давление, оказываемое школой, элементарно не оставляет ни времени, ни, главное, нервной энергии, на то, чтобы сконцентрироваться хоть на чем-то полезном.

Как можно было бы гипотетически реформировать школу?

Чтобы:

  • не давить тех, из кого все равно ничего, кроме анализов не выдавишь,
  • и дать возможность развиваться тем, у кого кроме анализов имеется серое вещество и желание развиваться?

Возможно, я недостаточно хорошо знаю историю, но мне не известны случаи признания глобальных ошибок и возврата к ранее работающим схемам. Кроме, как через “диалектическую спираль”.

Поэтому “Возвращение к Киселеву” (метафорически, на примере математики) просто невозможно.

Напрашивается “лобовое” решение: резко, кардинально снизить нагрузку на школьников. Но ясно без объяснений, что “в лоб” это не реализуемо ...

А других путей реформировать массовую школу я сходу не вижу. А думать долго - смысла нет. Ну, допустим, я придумал бы, и что?))

Но я все-таки нашел решение, только в другом масштабе).

Это домашнее образование.

А что делать с массовой школой?

… Много читаю об этом, много разговариваю, в том числе с учителями. Ни одной практически реализуемой идеи не слышал ...

А вы?

Еще по теме: "Что за эпоха грядет?"; "В поисках голого голубя"