Переработанная копия поста из моего живого журнала.
Чем Казань для путешественника хороша? Тем, что несмотря на очень странное отношение к памятникам архитектуры, в городе сохранился компактно расположенный район даже не целиком старой застройки, а оставшиеся от бывшей татарской слободы исторические мечети (11 штук).
Расположены они компактно, и я их за 2,5 часа обошел (только не захватил Розовую мечеть, времени на нее не хватало уже критически).
Каждая из них имела и имеет не только официальные наименования, но и обиходные прозвища и порядковый номер. Я буду приводить все наименования и перечислять их по очередности посещения.
Султановская (Восьмая соборная, Красная (она же зеленая!?)) мечеть. 1867 г., построена на средства купца первой гильдии Зиганши Бикмухаметовича Усманова. Поэтому еще иногда именуется Зеленой или мечетью Зиганши.
Расположена в окружении рынков, причем так было исторически.
Минарет. Он был разрушен и восстановлен уже в 1990 г.
В перспективе улицы Тукая.
Бывшая Галеевская мечеть (Пятая соборная, Мусы бая, Сенного базара). Построена в 1798—1801 гг., после Революции утеряла минарет (он располагался по центру здания). Ныне — женское (!) общежитие мусульманского университета.
При советской власти в ней располагалась гостиница, так что и жилая, так сказать, преемственность налицо.
Трамвай с прекрасным маршрутом №2 «Елга вокзалы» - «Тимер юл вокзалы», то есть речной и железнодорожный вокзал связывает. Солнце слепит даже камеру.
Мечеть «Нурулла» (Седьмая соборная, Сенная, Базарная, Юнусовская). Построена в 1845—1849 гг., опять-таки посреди Сенного базара.
Солнце над минаретом.
Со стороны озера Кабан.
Сто лет назад все было так.
Минарет у этой мечети тоже сносили и восстанавливали в 90-х годах. А в самом здании жили люди.
Магазин сопутствующих товаров рядом. Вообще, очень насыщенный исламом район.
Чуть далее Голубая (Четвертая соборная, Зонгар) мечеть. Постройка 1815—19 гг., классицизм.
На фото с другого ракурса можно увидеть прекрасный асфальт на улице обновленной Казани. Там универсиадцы не должны были ездить просто.
Дом Юнусовых-Апанаевых (богатейшие фамилии Татарской слободы). Изначально это был классицизм, но после неоднократных перестроек, к 1916 г., это стало нечто среднее между модерном и эклектикой.