Первые опытные образцы ГАЗ-52 увидели свет ориентировочно в 1954-1956 годах и предназначались они на смену ГАЗ-51.
В период между 1960-1964г.г. была выпущена небольшая установочная партия
На ГАЗ-52 устанавливалась старая рядная "шестерка" от ГАЗ-51 форсированная до 75 л.с. Фактически, ГАЗ-52 представлял собой ГАЗ-51А с новой кабиной, несколько более мощным двигателем и модернизированным шасси
На базе ГАЗ-52 также планировались к выпуску седельный тягач ГАЗ-52П, длиннобазный ГАЗ-52A, автомобиль с подъемным задним бортом ГАЗ-52Я
При проектировании ГАЗ-52 рассматривались несколько вариантов двигателей. Конструкторы обратили свое внимание на новый V-образный восьмицилиндровый двигатель для нового легкового автомобиля большого класса ГАЗ-13
Двигатель ГАЗ-13 имел рабочий объем 4,25л и развивал мощность 115л.с. Серийный выпуск ГАЗ-53 планировалось освоить к 1962 году, однако его производство сдерживало отсутствие готового двигателя. Крупносерийную сборку двигателей освоили лишь в конце октября 1963 года. Производство ГАЗ-53 началось в июне 1964 года
Такие автомобили были изготовлены в небольшом количестве в 1964 году и в первой половине 1965 года. В дальнейшем выпускался модернизированный грузовик ГАЗ-53А
Следующей модификацией 52-го стало шасси с индексом ГАЗ-52-01. На которое устанавливалось огромное количество различных надстроек
ГАЗ-52 выпускался до 1993 года и за все время было выпущено 1 006 330 экземпляров грузовиков 52-ой серии
ГАЗ-53А начал выпускаться с июня 1965 года и представлял собой модернизированный ГАЗ-53. Отличие от предыдущей модели заключались в усиленной передней оси, новой карданной передаче и рулевом механизме. Грузоподъемность была увеличена до четырех тонн
ГАЗ-53-12 представляет собой дальнейшую модернизацию 53-го семейства. В 1983 году была увеличена грузоподъемность с 4000кг до 4500кг. Начал устанавливаться новый двигатель ЗМЗ-53-1 мощностью двигателя 120л.с.
Семейство ГАЗ-52 и ГАЗ-53 имели 4 различных варианта облицовки решетки радиатора
ГАЗ-53 также как и ГАЗ-52 выпускался до 1993 года и за все время было выпущено более 4 миллионов экземпляров грузовиков