С детства я эту фразу воспринимала, как издёвку. Как собственно и предложение эту книгу написать :)
А вот в конце 2019 мое мнение изменилось. Мы заново «прочли» саму идею книги и сделали из неё для наших клиентов не просто какой-то там крутой POSm, а ещё и:
- инструмент для пресейла
- GR «смазку»
- основу для создания сообщества амбассадоров и программы лояльности
- тест на вшивость для команды
- базис для формирования HR бренда и кадрового резерва
- нескончаемый инфоповод и плюс 100500 очков к экспертной карме
«Когда мне хочется прочесть книгу, я ее пишу », - говорил когда-то давно английский писатель и премьер-министр, Бенджамин Дизраэли.
Вот ровно это мы советуем и нашим клиентам. В конце концов чтение ваш бизнес за 3 месяца вряд ли изменит, а вот книга это может.
Моя коллега, Надежда Медведева, book-project manager, сделала возможным книжные проекты моих клиентов в 2019 году.
А еще она выступила на моем декабрьском офлайне с темой «Как заменить отдел продаж, одной книгой».
Название, мягко говоря неоднозначное. Но рассказывала она вполне конкретные вещи о том, что книга это лишь вершина айсберга. И если правильно над ней работать, можно за 3 месяца реально горы бизнеса свернуть. Этот мануал вас ждет в конце статьи. Не переключайтесь :)
Сперва справочку.
Объем российского книжного рынка около 1,5 миллиардов $. По итогам 2019 года он прирос на 7% в деньгах. При этом рынок электронной книги вырос на 33%.
За 10 лет книжные тиражи снизились в 2 раза. Если раньше тираж начинался от 10.000 шт, то сейчас это чаще 2000, или максимум 5000.
Книги становятся дороже, прибыль в литературном бизнесе растет на 10% ежегодно. А вот продаётся всего 60% изданного. Все остальное уходит «под бульдозер» в прямом смысле этого слова, или вывозится на макулатуру в Китай.
Мы не любим слово "тренды", но без них никак. Следите за руками. Вот как все было.
- Сначала глобально потеряла популярность и актуальность художественная литература. What the fuck? «Настоящие» писатели оказались не достаточно медийны, книги не выдержали конкуренции с сериалами, и много чего еще.
- Затем все рванули в non-fiction (саморазвитие, популярная психология и бизнес). Эта категория по-прежнему драйвит книжный рынок. Например, в 2019 году 6 из 10 продаваемых позиций - non-fiction. Как никогда популярны пухлые книги о какой-то сфере наук, политике, экономики, истории, медицине («хвост non-fiction»). Да и книги по бизнесу в 2019 году стали покупать на 25% больше.
- Долгое время тысячи авторов наделялись на коммерческий успех и благосклонность издательств. Вскоре романтикам стало очевидно, что книги, если ты (праститии) не Донцова, Роулинг, ну или хотя бы не известный блогер, заработка тебе не приносят. Уже в 2019 году 80% книг, изданных за счёт издательства, принадлежит блогерам и медийным персонам. То есть тем авторам, у кого уже есть и публичная история и аудитория.
- Тогда многие стали писать книги не для продаж, а для себя. То есть «для личного бренда». Эта история переродилась в целую индустрию консультантов, «литературных негров» и бездарной макулатуры. Все для людей, желающих «передать свой опыт» и «оставить след». Тогда же стали драматически расти объемы smart-reading, аудиокниг, и даже VR дополнений к ним.
- Сейчас и для личного бренда людям писать лень. У многих стали появляться мысли, что их книжные труды сами по себе бесполезны, так как все равно будут пылиться.
В этом месте мы просим не обижаться талантливых авторов (и троллей). Если у вас все не так - вы исключение из наших грубых плавил. То, что мы переоткрыли книгу для бизнеса, не значит, что мы хотим смерти другой литературе :)
Итак, книга «достигла дна» и переродилась в новом качестве. В качестве мощного лид-магнита.
Почему это лид-магнит? Потому что книга позволяет втянуть нужных людей в нужные отношения. Потому что книга – мощная история, от участия в которой почти никто не отказывается (даже самые злые регуляторы или недовольные клиенты).
ЧТОБЫ КНИГА СРАБОТАЛА НА ВАШ БИЗНЕС, НУЖНЫ:
- BIG idea (= хороший маркетолог).
- Первичность контента (однозначно, писать, а не компилировать!).
- Крутой “литературный раб”.
- Крутой Project manager (и внутренняя проектная команда).
- Экосистемный подход к созданию книги.
- Вовремя остановиться (“принцип достаточности”).
КАК СБАЦАТЬ КНИГУ ЗА 3 МЕСЯЦА
Находим book-профи (Надя). Ну в принципе и все. Чао какао! :)
- Определяем “Что сказать?” (хороший маркетолог поможет, если кажется, что сказать вашему бизнесу нечего)
- Определяем внутренних спикеров
- Создаем таргет-группы (для кого лид-магнит)
- Выбираем идеального “литературного раба”
- Создаем содержание книги до 2 уровня (это уже 50% работы).
- Собираем контент по главам. Интервью - самый быстрый способ сбора контента. Экспертный подготовленный человек за час может наговорить информации на авторский лист. Если не очень готов, или не всегда говорит конкретно, то понадобится 3-4 часа с каждым спикером. А нам нужно всего 10 авторских листов. Это примерно 254 страницы, то есть то, что люди готовы прочитать.
- Расшифровываем интервью, пишем и утверждаем книгу по главам.
- Разрабатываем инфографику, рисуем обложку, верстаем.
- Сдаем в печать за 3 недели до даты премьеры, ибо книга печатается в течение 3-х недель.
Как издаваться?
- “Попытка не пытка”. Или пробовать попасть в редакционный план. Такие амбиции есть у всех, но для бизнес-книги не выгодно, так как никакой тайминг здесь не возможен, а информация устаревает почти мгновенно.
- Издаться за деньги в одном из крупных издательств. Это гуд. Да и деньги не такие уж большие.
- Сделать электронную книгу (возможно с аудио-версией). Путь джедая, но не для коммерческих историй.
- Использовать сервис печати книг «под заказ». Это способ себя затестить. Напечатать минимальный тираж и посмотреть по ситуации.
Сколько стоит эта прелесть, чему автограф сессия это не конец и как сделать так, чтобы книга не сгнила на вашем складе - расскажет Надя. Пишите ей :)