В романе Дюма "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" ему были даны две взаимоисключающие характеристики:
— Идите, граф, — сказал де Лоррен, по-видимому, не заметив его пренебрежения, — уезжайте и привезите нам принцессу, которая должна не слишком отличаться от своего портрета.
— Да, уезжай и возвращайся скорее. Кстати, кого ты с собой берешь?
— Бражелона и Варда.
— Славных спутников, очень храбрых.
— Слишком храбрых, — заметил шевалье. — Постарайтесь привезти назад обоих, граф.
Так похвалили де Варда Филипп Орлеанский и шевалье де Лоррен.
В этой поездке за невестой принца между де Вардом и де Бражелоном действительно случилась ссора. И что же заявил де Варду Рауль?:
Что за бредни, мой дорогой господин де Вард! Вы отлично знаете, что герцог Бекингэм человек храбрый, что он десяток раз обнажал свою шпагу и охотно будет драться в одиннадцатый. Он носит имя, налагающее известные обязательства. Что же касается меня, то вы хорошо понимаете, не правда ли, что я не боюсь вас. Я дрался под Сансом, в Блено, в Дюнах, впереди канониров, в ста шагах перед фронтом, тогда как вы, кстати сказать, были в ста шагах за ним. Правда, тогда сражалось слишком много народу, и ваша храбрость оказалась бы незамеченной; вот почему вы ее скрывали.
Так кто же был прав? Приходится признать, что принц и шевалье де Лоррен. Маркиз де Вард и правда был храбрым человеком и его храбрость была прекрасно вознаграждена.
Этому человеку не слишком-то повезло с писателями. А. Дюма изобразил его злобным интриганом и, к тому же, человеком не слишком храбрым. Анн и Серж Голоны -- превратили его в настоящую скотину, о чем при дворе, якобы, знали все.
А на самом деле Франсуа-Рене Креспен дю Бек, маркиз де Вард, был храбрым военным, генералом и на редкость обаятельным человеком. При дворе, в армии и в провинции мало находилось людей, которые могли бы устоять перед его очарованием.
Его старшим единоутробным братом был бастард Генриха Четвертого, так что в некотором роде де Вард был дядей Людовику XIV. Правда, он никогда не упоминал об этом обстоятельстве, ведь Антуан де Бурбон погиб в ходе мятежа, а Людовик XIV очень не любил мятежников.
Франсуа-Рене мятежником не был. А так как он был гораздо старше, чем его изображали писатели (он родился то ли в 1620, то ли в 1621 году), то успел немало повоевать. Дюма смело мог поместить его в роман "Двадцать лет спустя", но это усложнило бы сюжет, так что он вывел маркиза на десять лет позже.
Помните битву при Лансе -- первое сражение Рауля? Де Вард там был, но не как новичок, а как уже опытный военный. Он командовал пехотным полком.
Его военная карьера была очень быстрой. Да и не удивительно, он воевал во Фландрии, в Артуа, потом воевал на стороне короля во время Фронды. В 1649 году он уже лагерный маршал. Обычно говорят, что эта военная должность соответствует бригадиру или генерал-майору, но скорее, это должность одного из высших офицеров, который занимается вопросами военной логистики.
А помните в том же романе "Двадцать лет спустя" описание сражения времен Фронды у Сент-Антуанских ворот Парижа?
Де Вард отметился и там.
Фландрия, Артуа, Париж, Пьемонт, Каталония -- проще сказать, где де Вард не был. В 1654 году он стал генерал-лейтенантом. В 1655 году -- капитан-полковником роты Ста швейцарцев, а это личная гвардия короля. А в 1660 году маркиз получил губернаторство в Эг-Морте (Прованс), пока формальное.
Война завершилась для де Варда успешно. Да, его полк был расформирован, но он был генералом, губернатором, придворным, а в 1661 году стал и кавалером Ордена Святого Духа.
Можно ли желать большего?
Можно, конечно. Успехов при дворе. И они были.
Де Варду было 40, он был старше окружавших короля и его брата придворных, но при этом не казался среди этой молодежи лишним. Его уважали. К нему прислушивались. Его признавали самим очарованием. И, конечно, в него влюблялись женщины.
При этом, как и многие другие дворяне, он все же нарушал эдикты -- дрался на дуэлях. В 1660-х это было сложнее, чем во времена отца маркиза, но де Вард был изобретателен. Вот как описывает дуэль своего отца с де Вардом герцог де Сен-Симон:
они... договорились встретиться с оружием в полдень у ворот Сен-Оноре, считавшихся малолюдным местом. Для того, чтобы их дуэль казалась случайной стычкой, карета месье де Варда должна была подрезать карету моего отца, чтобы господа могли вступиться за ругающихся кучеров и, выйдя из кареты с секундантами, немедленно вступить в бой... Де Вард, дожидавшийся на углу улицы, догнал карету моего отца, задел ее и перегородил ей дорогу. На удар кнутом его кучера отцовский кучер ответил ударом. Пассажиры выглядывают из окошек карет, высаживаются и хватаются за шпаги. Удача была на стороне отца: де Вард упал и был обезоружен. Мой отец настаивал на том, чтобы маркиз просил пощады, но тот отказался, а когда отец пригрозил, что оставит ему шрам на щеке, Вард воскликнул, что герцог слишком благороден, чтобы поступить подобным образом. Но, тем не менее, признал себя побежденным. Отец помог ему подняться и разнял секундантов
Согласитесь, оригинально придумано.
Де Вард вообще очень оригинально мыслил. Настолько оригинально, что именно ему Людовик XIV поверял свои чувства к Луизе де Лавальер. Проблема была в одном -- как раз в это время де Вард стал любовником Олимпии Манчини, графини де Суассон, племянницы Мазарини. Прекрасная Олимпия одно время была фавориткой короля, поэтому терпеть не могла всех последующих фавориток. Ну, почти всех -- с Генриеттой Английской она дружила, впрочем, та и не была любовницей кузена. Что особенно раздражало Олимпию, так это то обстоятельство, что она сама своими руками подвела Людовика к Лавальер, когда посоветовала Генриетте Английской использовать фрейлину в качестве ширмы. К тому же Луиза, будучи девушкой набожной, очень не одобряла нравы графини де Суассон. И вот, Генриетта Английская, Олимпия Манчини и де Вард придумали дерзкий план -- написать письмо королеве Марии-Терезии якобы от ее отца, короля Испании, в котором открыли бы ей глаза на поведение супруга и Лавальер.
И они осуществили свой план. А уж доставить письмо королеве и вовсе не представляло труда, так как Олимпия Манчини имела должность суперинтенданта дома королевы.
Скандал? Скандал, вот только Людовик выяснил, что король Испании никаких писем дочери не писал, и решил докопаться, кому он обязан оглаской. И ведь докопался!
Наказывать Генриетту или Олимпию было немыслимо, так что расплачиваться за изобретательность пришлось де Варду. Он был арестован и отправлен в Бастилию, а затем к крепость Монпелье.
Полтора года заключения, впрочем, не слишком тяжелые, а потом его отправили в его губернаторство в Провансе. Заодно и отняв у него должность командира Ста швейцарцев.
Если вы полагаете, что в ссылке де Вард тосковал, то вы ошибаетесь. В Провансе он жил так же, как и при дворе -- в свое удовольствие. Очаровывал, соблазнял женщин, радовался жизни...
Знаменитая маркиза де Севинье в письмах жадно выспрашивала у дочери, как поживает де Вард, восхищалась и ужасалась его выходкам, а потом делилась ими со знакомыми.
Особый интерес вызвала история, как маркиз покинул свою возлюбленную дочь маркиза де Туара. Мадам де Севинье писала:
Я в ужасе от непостоянства маркиза де Варда: когда его страсть угасла, он не нашел ничего лучше, чем заявить ей, что более ее не любит. Это чудовищно, но я бы предпочла такую боль боли от мысли быть покинутой ради другой
Общество ужасалось, но при этом принялось... разыгрывать сцену объяснения де Варда и мадмуазель де Туар. Это было одно из самых популярных развлечений дворянства. Слезы зрителей лились градом!
Как по вашему, чем все это могло закончиться? После без малого 20 лет отсутствия при дворе Людовик вновь вызвал де Варда к своей особе.
Он появился, как метко отметил один из его приятелей, в допотопном парике и королевском камзоле из тех, что носили в 1663 году. Ну да, лет двадцать тому назад -- подобное платье нынче можно увидеть лишь на фамильных портретах. Сам король не смог остаться серьезным и расхохотался при виде маркиза. "Ах, сир! -- воскликнул де Вард, ничуть не утративший своего остроумия. -- Воистину, тот, кого несчастная судьба заставила существовать вдали от Вас, не просто несчастен, он смешон!" Король велел позвать дофина и представил его де Варду под видом молодого придворного, но маркиз узнал принца и поклонился. Король, смеясь, заметил: "Что за глупость, де Вард, Вы ведь знаете, что в моем присутствии кланяться никому нельзя". На что де Вард ответил тем же тоном: "Сир, я ничего не знаю, я все позабыл! Умоляю Ваше Величество простить мне по крайней мере тридцать глупостей". "Отлично, я согласен, -- отвечал король. -- Осталось двадцать девять..." Де Вард, один де Вард -- все только о нем и говорят сегодня...
Так писала о его возвращении все та же маркиза. И я готова держать пари, что де Вард сделал это нарочно -- он превратил свое возвращение в грандиозное событие, которое невозможно было забыть. Он вернул себе все, в том числе и должность командира Ста Швейцарцев.
Он умер в 1688 году, и все признавали, что таких людей больше нет. Никто больше не обладает такой любезностью, остроумием, изобретательностью и обаянием.
У него не было сыновей, только дочь. По мужу она стала герцогиней де Роган.
© Юлия Р. Белова
Подборка "Читая Дюма"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте