Для погружения в эстетику 1950-х
Посмотрел «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» в чб (при помощи плагина для браузера; с первой частью такой же трюк когда-то проделал Стивен Содерберг).
Во-первых, пересмотр спустя ровно 11 лет сглаживает многие углы (все эти холодильники, задумчивые сурикаты, похожие на поргов, и «Прощевайте, доктор Джонс»). Во-вторых, именно в чб, кажется, его и нужно смотреть.
Мы как-то супер по касательной затрагивали эту тему с Женей Ткачевым на подкасте, но полезно вспомнить и сейчас, когда модно уставать от того, что все уже когда-то было: «Индиана Джонс» — не гениальное просветление Лукаса и Спилберга, а цикл, вышедший из массовой культуры 30-х (приключенческие сериалы и многостраничный палп про отважных путешественников; символично, что в экранизацию «Лиги выдающихся джентльменов», визуально кормящейся (частично) оттуда же, позвали именно Шона Коннери, который сыграл отца Инди).
В «Королевстве хрустального черепа» совершен рывок в 50-е, которые Спилберг, очевидно, помнит лучше, чем 1930-е (в 1957-м, когда происходят события фильма, ему было 11). Если убрать из фильма цвет, то стилизация становится почти безукоризненной (единственное, что здесь инородно — это гонка в эпиграфе, она очевидно снята со всей технической мощью даже не 80-х, а конца нулевых.) Все мизансцены, все музыкальные перепады, все типажи и реплики будто собраны из разных фильмов и склеены в очередное приключение, которое уже начинает констатировать, что старость на пороге и стучится в дверь.
Очевидно, что Индиана Джонс не может дожить до времен, когда про него уже снимают фильмы. Даже до 70-х с их новоголливудской правдой жизни он не должен дотянуть: тут наступает время молодой шпаны, а отдать шляпу ни Шайе ЛаБафу, ни Крису Пратту вечный авантюрист Хариссон Форд не согласится.
В частности, с ЛаБафом совсем очевидно, что он косплеит Брандо из «Дикаря» (1953), а героиня Кейт Бланшетт выглядит как роботизированная советская женщина в духе Ниночки из одноименной комедии Любича (это 1939 год, не могу вспомнить более подходящий по времени образ, но типаж узнаваем). Эхо войны тоже слышится в некоторых построениях кадра: на допросе в ФБР вспоминаются всевозможные фильмы нуар. Еще почему-то всплывает ассоциация с «Последним киносеансом» (1971) Богдановича, где в полный рост тоска по 1950-м на фоне современного упадка; в каком-то смысле «Королевство» это тоже тоска по обманчиво веселому прошлому и размышление об ошибках молодости.
Вообще это был бы неплохой финал серии (если не снимут-таки пятую часть, которая когда-то была запланирована как раз на 2020), в котором наглядно показано, что из старых-добрых авантюр сыплется песок, молодым дорогу давать не хотят, каждая неприятность приводит к паре новых, а также развенчивается главная одержимость фильмов про отчаянных ученых (и нашей «эры» саморазвития). Получив от пришельцев сокровищницу знаний, человеческий мозг просто не выдерживает столько разнообразной информации. На том бы и закончить.