Масштабных моделей автомобилей,участников ралли-марафона Дакар,создано великое множество.Копии транспортных средств выпускали в различных масштабах,от случая к случаю или по специальному заказу, большими,средними и малыми сериями,мастерскими и мастерами одиночками.Но есть во Франции (стране, где собственно и зародился Дакар)мастер,посвятивший этой теме большую часть своей жизни.Филипп Прево,он создаёт копии автомобилей,участвующих в ралли-марафоне,в масштабе 1:43,а во всём мире его продукция известна под брендом Gaffe models.
Филипп Прево,как и многие его сверстники,начал интересоваться моделями различной техники в детстве.В начале 60-х годов прошлого века, когда ему было десять он увлекся склеиванием моделей самолетов от Lindbergh models.Мама Филиппа специально не покупала для сына эти наборы для сборки,просто они входили в комплект стирального порошка,который она использовала для стирки белья. Чуть позже мама поддержала увлечение своего сына,и благодаря ей Филипп Прево смог уже пробовать свои силы в сборке моделей от известной компании из Великобритании Airfix,существующей,кстати, до сих пор.Секреты мастерства Филипп черпал из журнала Airfix magazine,став его постоянным подписчиком и читателем,попутно совершенствуя свой английский.В сферу интересов входили не только самолеты,а военная техника и автомобили.Приобретя навыки и опыт,став старше,Филипп Прево решил сосредоточиться на сборке только автомобилей в масштабе 1:24 Однако когда французская компания Solido выпустила несколько серий копий автомобилей разных эпох в масштабе 1:43,Филипп переключился именно на него,и начал формировать свою собственную коллекцию автомобилей в одном из самых распространенных масштабов в Европе.
После женитьбы Филипп Прево переехал в Париж,где жила и работала его вторая половинка,устроился на работу в компанию по разработке различных конструкций автомобильных кондиционеров,и стал разыскивать магазины масштабных моделей,где он мог бы приобретать интересные для себя экземпляры.Круг его поисков постепенно расширялся и как-то раз он наткнулся на очередной магазин в городке Ле-Ренси,находящемся в 22 километрах от Парижа.В новом для себя месте помимо интересных масштабных моделей он нашел коллег по увлечению, собиравшихся тут каждую субботу,являющихся не только коллекционерами,обменивающимися между собой новыми экземплярами,обсуждающими новинки,а и пробующими себя на ниве их самостоятельного изготовления.Именно на этих встречах Филипп Прево познакомился с Андре Мари Руфом ,будущим создателем мастерской AMR,выпускающей высококачественные наборы для сборки различной техники.
С ним с радостью делились своими знаниями,связями с другими коллекционерам и мастерскими и идеями.Он попал в среду настоящих единомышленников.Именно коллектив из Ле-Ренси,помог Филиппу Прево освоить технологии создания мастер моделей.Эти знания ему очень пригодились при знакомстве в Париже с владельцем мастерской MRE Мишелем Элкоби,для которого он на заказ создал свою первую мастер модель и наблюдал за тем,как она тиражируется,окрашивается, собирается и продается всем желающим!
Личное собрание Филиппа тоже трансформировалось,он нашел интересную для себя тему,копии автомобилей Porsche,особенно спортивные,участвующих в различных американских гонках.Он все глубже изучал мир этих автомобилей,покупая не только масштабные модели,но и большое количество литературы по этой теме,становясь настоящим экспертом.
Первая копия от Gaffe models,выпущенная тиражом всего в 25 экземпляров была прекрасно принята коллекционерами.Большинство из них признали,что это лучшая модель Ferrari P4 Spyder,существовавшая на рынке масштабных моделей в то время. У нее мастерски переданы все основные пропорции кузова,отличная покраска и отделка.Сейчас очень не просто найти не только эту модель, но и ее фото.
Так после случайного разговора,начался длинный путь Филиппа Прево в течение которого вот уже более тридцати лет он создает небольшими тиражами масштабные модели автомобилей,участников ралли-марафона Дакар. И это хорошая ниша ведь участники Дакара,мужественные и смелые мужчины,поэтому огромная аудитория всего мира следит за их борьбой,страстно болеет,в том числе и в нашей стране и не только в Татарстане,родине команды КАМАЗ-Мастер,где ее бренд стал уже настоящей гордостью,размноженной в многочисленных сувенирах,форменных майках кепках и другой атрибутике.Литература об истории Дакара,особенно на русском языке мгновенно исчезает с полок книжных магазинов,становясь библиографической редкостью.И это не удивительно, ведь задуманный в 1977 году французским мотогонщиком Тьерри Сабину ралли-марафон Дакар,интересен как экзотическими местами где он проводится,так и составом участников и конструкций транспортных средств,используемых спортсменами заводских команд,и любителями одиночками.
Мастерская Филиппа Прево
Прево оснастил свою мастерскую,находящуюся все также на заднем дворе его дома,всем необходимым оборудованием,позволяющим ему обрабатывать деревянные и металлические детали.Приобрел и вакуум-машину,с помощью,которой он производит отливку китов,причем не только для себя,но и для таких компаний как Nestor,DB Productions,Tacot, Scala 43,FPM Modelcars,Stettnisch Models,AMR(копии автомобилей в крупных масштабах из серии Titian).Тиражируя не только масштабные модели автомобилей,но и другие заказы,вплоть до больших фигурок героев различных комиксов или огромных плиток шоколада,используемых в рекламе одного из крупных магазинов сладостей в Париже.
В результате ему удалось выпустить более 250 различных копий автомобилей участников ралли-марафонов( в основном Дакар)и городских версий,суммарным тиражом более 3000 экземпляров,разошедшийся по всему миру! Gaffe models известна и как постоянный участник различных выставок посвященных как масштабным моделям автомобилей(например Modelex,где копии Прево получали приз Лучшая масштабная модель года,в разделе спортивные автомобили и внедорожники),так и их прототипам( например Retromobile).
До 1991 года каждая модель от Gaffe models создавалась тиражом в 250 экземпляров,и в основном все продавалось через магазины масштабных моделей.После появления на рынке производителей масштабных моделей предприятий,занимающихся их производством в Китайской Народной Республике,Филипп решил снизить тиражи до 100 штук,а сбыт наладил по заказам через почту. Не смотря на все увеличивающуюся с каждым годом конкуренцию,копии от Gaffe models востребованы в той или иной степени. Какие-то распродаются быстрее,какие-то ждут своего заинтересованного коллекционера несколько месяцев.Все дело в копируемых прототипах.Не каждый крупный производитель решиться выпустить большим тиражом копию участника ралли-марафона Дакар,поэтому ниша,занятая Прево его устраивает.К тому же за эти несколько десятилетий ему удалось собрать такой обширный фото(около 60 000 штук) материал,сформировать огромную библиотеку книг и чертежей из разных стран мира,что вряд ли кто-то сегодня сможет с ним серьезно конкурировать в этом вопросе,и создавать прекрасно проработанные копии дакаровских автомобилей. Филипп всегда очень трепетно относится к коллекционерам и их запросам,ведь он сам им является,и прекрасно знает,как необходимо строить общение.До появления сети Internet,каждый желающий мог получить от него по почте бумажный каталог продукции Gaffe models, теперь достаточно найти его сайт и заказать нужную модель .
Филипп Прево прекрасный пример того как любой коллекционер при желании может превратить свое хобби в дело всей жизни,добиться на этом поприще прекрасных результатов и никогда не стареть душой,быть всегда открытым,общительным и жизнерадостным.Надеюсь,кто-то обязательно подхватит его идеи и это поможет коллекционерам всего мира,и добавлять на свои полки все новые и новые копии транспортных средств,как одержавших победу в этом знаменитом ралли-марафоне,так и просто участвующих в нем,пробивавшихся к финишу на пределе своих сил,надежности техники и возможностей!
Другие статьи по теме ралли-рейды:
Champions Francais de Rallye №-1. CITROËN C4 WRC.Себастьян Леб-Даниэль Элена
КамАЗ-4310 ралли Objectif Sud 1989 (Казанский Элекон)
Если тебе понравилась статья,подписывайся на канал про масштабные модели.Ставь лайк и комментируй.
Продолжение следует..