Психологическая новелла с запахом шоколада.
В обёртку новеллы завернуты вопросы для взрослых детей, которые не знают, как влиять на родителей.
Знаете, я много лет наблюдаю и изучаю отношения взрослых женщин с их мамами. Я слушаю реальные истории, просматриваю фильмы и читаю книги об этом. И раскладываю явленные мне Истории на три полочки.
На первой полочке: история о бабочке и коконе
Эти Истории о пока неразрешенном конфликте бабочки и кокона, из которого бабочка обязана выбраться самостоятельно, чтобы научиться летать. Её рассказывают женщины, сбежавшие или желающие сбежать подальше от сдерживающего развитие материнского лона. У этих историй запах лимона или грейпфрута.
На второй полочке – Истории о неразорвавшейся пуповине
Её рассказывают женщины, которые физически или эмоционально дистанцировались, но не отделились от мам. И страдают потому, что в голове они тише или громче разговаривают с мамой, спорят, доказывают, но их аргументы не принимаются и они срываются вниз, в слёзы, бессилие. У этих историй запах хлеба.
На третьей полочке – Истории женщин, которые вернулись к маме.
После путешествия – в пространстве или во времени. По своей воле или по воле обстоятельств. Они многое пережили, они гордятся своими достижениями, они отказались от хлеба и глютена в принципе, и от сахара отказались… они поливают овощные салаты соком лимона .. они вернулись… и они хотят, чтобы мамы их слушались… Эти истории пахнут шоколадом.
Одна из таких- шоколадных- описана в одноименной книге Джоанн Харрис. «Шоколад».
Представьте на некоторое время, что смотрите трейлер нового фильма, снятого по этой истории..
Пожилая дама-бунтарка, Аманда Вуазен, говорит хозяйке шоколатерии Вианн РОше:
- О, шоколад мне нельзя. Каро и этот врач-недоумок запрещают. Как, впрочем, и все остальное, что доставляет мне удовольствие, — иронично добавила она. — Сначала запретили курить, потом пить, теперь это… Бог знает, наверно, еще надо бы перестать дышать, тогда, глядишь, буду жить вечно. — Она хохотнула, но как-то устало, и схватилась за грудь. Мне стало жутко: я почему-то сразу вспомнила Жозефину Мускат. — Я их не виню, — продолжала Арманда. — Они так живут. Пытаются защититься от всего. От жизни. От смерти.
Дочь Арманды, Каро Клермон, заручившись рекомендациями врача, аргументируя тем, что сладкое, алкоголь, жареное – вредно для здоровья матери, желает «причинить добро» и ограничивает мать.
Мать же становится постоянной клиенткой шоколадной лавки и пьет в своё удовольствие горячий шоколад, вызывая возмущение дочери.
В кадре - шоколад со специями и сливочной пеной.
В следующем эпизоде Каро Клермон, переживая невозможность заставить мать её слушаться, становится клиентом психолога, который проездом в их городе. Времени в обрез. Буквально 15 минут.
Каро жалуется:
«Как мне объяснить маме, что с таким отношением к жизни она загоняет себя в тупик…»
«Она хочет общаться с внуками, но она подаёт им ужасный пример! Мне стыдно и неприятно бывать у неё. Она уже не может ухаживать за собой, но не хочет, чтоб мы наняли ей помощницу»
«У нее диабет!!! Ей вообще сладкое нельзя, а она с каждой пенсии шоколадные конфеты покупает и пьет с ними чай- демонстративно перед нами»
Здесь эпизод с внутренними переживаниями психолога. За несколько мгновений в голове у него появляется куча версий, сомнений и вопросов.
Он думает: Хотелось бы спросить, какие в родительской семье Каро были традиции Послушания и бунта, кто из взрослых показывал какую модель поведения. И еще про традиции Любви и Справедливости бы расспросить. И чьей стратегии следует клиентка? А еще про то, какие истории о сладостях Каро помнит из детства.. И как это всё связано с желанием взрослой дочери «отнять у матери сладости», и заставить её слушать себя. Но вопросов много, а времени мало. Нужно спросить главное..
Психолог говорит:
Каролина, поскольку времени у нас всё меньше, я задам Вам вопросы, которые помогут Вам разобраться в Ваших желаниях и стремлениях, разложить их по полочкам. Даже если Вам покажется, что вопросы странные- письменно, честно и подробно отвечайте на все. Это нужно, чтобы Вы немного иначе посмотрели на то, что происходит между Вами и Вашей мамой.
Вопросы, которые задал психолог:
- Беспокоясь о том, что мама ест шоколад, вредящий её здоровью, о ком ты беспокоишься на самом деле?
-Если представить, что твоя мама своим поведением показывает что-то, что тебе необходимо знать для решения твоих жизненных задач, что бы это было:
- делай больше того, что тебя радует,
- разнообразь вкусовую гамму своей жизни,
- опирайся на свои решения, будь готов рискнуть ради того, что тебе дорого,
- твои 5 вариантов.
-Если представить, что мама, поедая шоколад, даёт себе что-то и это не сахар, то - что это могло бы быть?
Если представить, что мама бунтует не против того- о чем ты её просишь, а против того- как ты это делаешь. О чем могла бы идти речь?
Потом психолог говорит, что вопросы оставляет Каролине для самостоятельной работы и что у них осталось еще 5 минут и Каролина может задать вопрос ему.
Но она говорит:
-Я хочу, чтоб Вы дали мне совет!!! Что мне делать с мамой и нашими отношениями прямо сейчас, сегодня, завтра, пока я отвечаю на вопросы, и мы не встретились с Вами снова??
- Я ж психолог, - говорит психолог- советов не даю)) Но короткий случай из жизни в тему рассказать успею.
У моего папы был инсульт. Парализовало правую половину тела. Я прожил у родителей месяц после выписки папы из реанимации, убедился, что папа может выходить на улицу, лучше говорит и даже расписывается. И уехал к семье. Ухаживать за папой осталась мама. И она так боялась, что ему станет хуже, что подошла к вопросу ухода, выдачи таблеток, вопросам режима - фанатично. И разговаривать с папой стала голосом санитара или надсмотрщика.
И, вот однажды, папа ей говорит:
-Я понимаю, что тебе сложно. И я завишу от тебя. Но будь со мной милосерднее, пожалуйста..
С тех пор прошло несколько лет, и наша семья пережила другие потрясения. Но мы вспоминаем эту просьбу, когда сложно с другим, близким человеком.
Быть милосерднее.
А теперь наше общее время закончилось,— говорит психолог, — прошу Вас подумать над тем, что Вы услышали.
А если захотите и дальше исследовать – как перестать улучшать маму, а уже начинать её любить как есть… Вы знаете - как меня найти. Обращайтесь!
Мелькают кадры с задумчивым лицом Каролины.. потом кадры с лицом её мамы.. потом кадры в шоколадной лавке – Каро пьёт горьковатый шоколад и смеётся шуткам матери, её сын рисует портрет гордо позирующей бабушки и лакомится тортом, и Аманда… она просто наслаждается временем вместе с любимыми людьми, которые очень долго были далеко…
Финальные титры.
Ну, как Вам эта почти реальная история?
Удалось ли узнать в ней что-то новое о своих отношениях с родителями?
Что откликнулось больше другого?
Отношения взрослых детей и родителей – огромная тема, в которой неисчислимое количество индивидуальных аспектов и нюансов. Каждая история состоит из неповторимого сочетания ингредиентов - Любви-Справедливости-Бунта-Смирения-страха-сомнений-снова любви…и Ваша может иметь совсем другой вкус.
Однако, взрослые дочери не зря возвращаются к мамам.
Они ищут свой уникальный рецепт - как, с уважением слушая и поддерживая себя (своё тело, интеллект, чувства, интуицию), создать и поддерживать с мамой отношения такого вкуса, чтобы и дочь, и мама были заинтересованы заботиться о себе на радость другим.
Если Вам нужна помощь в создании своего рецепта отношений с родителями- Вы знаете, где меня найти)) Обращайтесь!
С уважением к Вашему уникальному жизненному опыту,
опытная дочь, психолог-консультант, Ирина Журавлёва
_________________
А если у вас есть вопросы ко мне — задавайте в комментариях.