Этот самолет долго не признавали истребителем при жизни, и не особо-то вспоминают о нем и теперь. Ведь японцы, которые были фанатичными сторонниками маневренного боя, строили настолько «вёрткие» истребители, что ни у кого никогда не возникало даже мысли назвать японский самолет «летающим бревном»; лишь один «Демон» удостоился этой сомнительной «чести». И, тем не менее, даже спустя годы после окончания войны многие американские летчики в рассказах о проведенных боях с неприязнью говорили о «проклятом «Тодзио», который доставил им массу неприятностей в ходе боевых действий…
Да, именно «Тодзио» - так американцы, не имевшие совершенно никакого представления о японской авиации, прозвали внезапно появившийся перед ними истребитель Накадзима Ки-44. Они не знали, что этот самолет у японцев называется «Сёки» («Демон»). И для быстроты опознавания прозвали незнакомый вражеский «толстомордый» истребитель именем премьер-министра Японии. Так они случайно «попали в яблочко», совместив неизвестное им название «Демона» с именем человека, сыгравшего важнейшую роль в развязывании войны на Дальнем Востоке; человека, впоследствии признанного международным судом военным преступником.
«Демону Тодзио» не повезло с самого начала, еще на стадии заказа и проектирования. Самолет заказывался японским авиационным командованием как скоростной перехватчик, предназначенный догонять и уничтожать бомбардировщики и разведывательные самолеты врага; но при этом от него почему-то ждали «повадок» маневренного фронтового истребителя.
При заказе перехватчика командование сделало упор на скорость и скороподъемность; маневренность будущего самолета не обговаривалась (руководство априори считало, что «верткость» новинки будет традиционно высокой, как у любого японского истребителя). Но требуемых скоростных характеристик было невозможно добиться со стандартными маломощными легкими «истребительными» моторами, и конструкторы перехватчика применили на самолете «бомбардировочный» мотор Накадзима Ха-41 мощностью 1250 л.с., который японцы считали слишком тяжелым для истребителей. К тому же для меньшего сопротивления потоку воздуха площадь крыла сделали небольшой - всего 15 кв. м (чтобы из-за этого не потерять маневренность, поставили боевые закрылки). Тем не менее, опытный самолет так и не достиг ни требуемой скорости, ни скороподъемности, да еще и оказался тяжел в управлении. Комиссия обозвала «Демона» «летающим бревном» и предложила прекратить работы над машиной.
Однако на фирме «Накадзима» этот самолет считали перспективным, и продолжили его доводку, буквально «вылизывая» Ки-44; улучшив его аэродинамику и устранив все щели и выступы, конструкторы добиваясь-таки увеличения скорости. В результате скорость «Сёки» повысилась до 626 км/ч в невооруженном варианте и до 580 км/ч - с оружием и полным боезапасом. Это сделало «Демона» самым скоростным японским истребителем того времени.
Новый перехватчик обладал как рядом достоинств, так и рядом недостатков. Так, «Сёки» имел непривычно большие для японцев взлетную и посадочную скорости, что требовало для него километровой взлетной полосы. Маневренность самолета по сравнению с другими японскими истребителями оставляла желать лучшего, и именно это стало «камнем преткновения» при освоении «Демона» опытными летчиками, привыкшими к верткому легкому Ки-27. Они считали новую машину тяжелой и трудной в освоении. И наоборот, молодые пилоты, «не отягощенные» опытом маневренного боя на Ки-27, легко осваивали перехватчик и максимально использовали его сильные стороны. Высокая скорость «Сёки» дополнялась неплохой скороподъемностью – на высоту 5 км Ки-44 забирался за 5 мин. 57 сек. Два дополнительных подвесных топливных бака (каждый на 130 л) почти в два раза увеличивали дальность полета, при этом при необходимости их можно было легко скинуть. Прекрасный обзор из кабины помогал быстро обнаружить врага; к тому же «Демон» был очень устойчив в полете и на пикировании. И что особенно важно – устойчив при стрельбе из бортового оружия; а это позволяло быстро и надежно поражать цель. Оружие же на Ки-44 было для японских армейских истребителей очень мощным. Если стандартом для истребителей маневренного боя Ки-27 и даже нового Ки-43 были всего два 7,7-мм пулемета, то на первой предсерийной партии Ки-44-1 (10 машин) установили 2х7,7-мм и 2х12,7-мм крупнокалиберных пулемета, а вторая предсерийная партия, начатая в январе 1942 года (30 самолетов), вообще получила 4 «крупняка»!
Вся первая партия «Демонов» была сведена в экспериментальную эскадрилью (47-я Чутай) и с началом войны отправлена для фронтовых испытаний в Малайю, где в январе 1942 года довольно успешно участвовала в воздушных боях. А в апреле, после внезапного налета на Японию бомбардировщиков Дулиттла, 47-я Чутай была срочно переброшена в метрополию для защиты Токио. Впоследствии на ее основе был развернут истребительный полк противовоздушной обороны Японии – 47-й Сентай, полностью оснащенный перехватчиками Ки-44.
Между тем фирма «Мицубиси» начала серийный выпуск двухмоторного разведчика Ки-46, который превзошел по скорости все имевшиеся у японцев истребители (даже «Сёки»!). Армейское командование вполне логично предположило, что самолеты с подобными характеристиками могут появиться и у противника, и что для перехвата вражеских скоростных самолетов понадобится даже более быстрый истребитель, чем все еще числившийся в экспериментальных «Демон». В результате генералы решили забыть о неудовлетворительных маневровых качествах «Летающего бревна» и обратить главное внимание на его скоростные характеристики. Фирме «Накадзима» было выдано требование на дальнейший подъем скорости и скороподъемности «Сёки», а в сентябре 1942 года Ки-44 наконец-то был официально принят на вооружение армейской авиации Японии.
Чтобы выполнить задание штаба ВВС, авиастроителям пришлось поставить на Ки-44 еще более мощный двигатель. Им стал другой «бомбардировочный» мотор Ха-109 мощностью 1520 л.с. Дополнительные 270 «лошадиных сил» буквально преобразили «Демона». Выигрыш в мощности позволил защитить пилота 13-мм бронеспинкой, а бензобаки – резиновыми протекторами (и та, и другая защита - редкая на маневренных японских истребителях роскошь, резко повысившая живучесть самолета). Новая версия перехватчика, получившая обозначение Ки-44-II, с полным вооружением и боезапасом разгонялась теперь до 605 км/ч. Улучшилась и скороподъемность: на высоту 5 км «Демон»-2 вскарабкивался за 4 мин. 17 сек. Почти на 300 км увеличилась так же дальность полета (1296 км; с подвесными баками – 1700 км).
В первую очередь «Сёки» поставлялись в ПВО Японии для защиты метрополии от налетов американских бомбардировщиков; но с началом 1943 года часть перехватчиков перебросили на Суматру – прикрывать от бомбежек нефтяные месторождения. А когда в 1944 голу американцы начали налеты на Японию армадами дальних стратегических четырехмоторных бомбардировщиков В-29, так долго не принимавшийся японским командованием «Демон» оказался фактически чуть ли не единственным японским истребителем, способным довольно эффективно бороться с вражеской «Суперкрепостью». Правда, для поражения этого отлично защищенного огромного самолета мощи четырех крупнокалиберных пулеметов оказалось уже недостаточно. Поэтому на части «Демонов» оставили только два 12,7-мм пулемета под капотом двигателя, а в крыльях разместили две 20-мм авиапушки, значительно повысившие вес залпа. Именно эта версия (Ки-44-II-Оцу) стала самым опасным противником В-29. Небольшими партиями выпускались «Сёки» и с еще более мощным вооружением. Так, несколько «Демонов» серии II-Хей получили в дополнение к паре 12,7-мм пулеметов две крыльевые 40-мм пушки, стрелявшие активно-реактивными безгильзовыми снарядами. Этот необычный боеприпас был эффективен на дистанции всего 150 м, зато благодаря ему пушка Хо-301 оказалась достаточно легкой, чтобы появиться на истребителе. Правда, применение этой пушки против бомбардировщиков особого успеха не принесло, и вооруженные Хо-301 «Демоны» отправили в Бирму – штурмовать наземные объекты.
А вот несколько Ки-44-II-Хей, вооруженных двумя 37-мм пушками Хо-203 (дальность прицельной стрельбы 1000 м), которые были переданы в 70-й Сентай, достаточно эффективно боролись с В-29, вылетавшими на бомбежку Японии. При защите метрополии от «Суперкрепостей» отличился и 47-й Сентай, сформированный на базе уже упоминавшейся 47-й экспериментальной Чутай, в начале войны давшей «боевое крещение» «Сёки». Отражая налет В-29 на Токио, «Демоны» 47-го Сентай в одном бою уничтожили пять «Суперкрепостей», причем один самолет был сбит таранным ударом. После этого эпизода на базе 47-го Сентай сформировали специальное подразделение «Синтен» («Небесная Тень»), предназначенное для уничтожения «Суперкрепостей» таранными ударами…
Летом 1943 года фирма «Накадзима» выпустила несколько самолетов новой версии Ки-44-III с еще более мощным двигателем Ха-145 (2000 л.с.). Но работу над этой моделью тут же свернули. Все силы фирмы были брошены на производство нового перспективного истребителя Накадзима Ки-84 «Хаяте» («Буря»), призванного заменить как устаревший фронтовой истребитель Ки-43 «Сокол», так и перехватчик Ки-44 «Демон». Ки-44-II строили еще почти полтора года, но в конце 1944 его производство свернули, освободив сборочные линии для «Хаяте». С прекращением производства «Сёки» из-за постоянной боевой убыли начал постепенно уходить и из авиачастей, и к концу войны вооруженными Ки-44 остались только три Сентай. А в общей сложности в годы войны перехватчиками Ки-44 были вооружены 10 истребительных полков; всего же «Накадзима» выпустила 1225 «Демонов» (включая экспериментальные и предсерийные), из которых подавляющее большинство принадлежало к типу Ки-44-II.
Напоследок хотелось бы еще раз вернуться к теме «летающего бревна». Несмотря на то, что японское командование (да и многие летчики Японии), считали «Сёки» неудачным боевым самолетом, он не заслуживает такого обидного прозвища. Ки-44 был хорошим истребителем-перехватчиком; в противовоздушной обороне Японии он сыграл довольно важную роль. В борьбе с вражескими бомбардировщиками Ки-44 доставил противнику немало хлопот. Проблема с его непризнанием заключалась в том, что время и развитие техники требовали перехода от маневренного боя к скоростному, однако консервативные японцы никак не хотели это не только признать, но даже понять. И потому делали ставку на переоблегченные верткие истребители, не отличавшиеся высокой скоростью. В начале войны это заблуждение даже оправдалось: не имевшие никакого представления о развитии японской авиации американцы и англичане годами «сбрасывали» на Дальний Восток свой устаревший хлам, непригодный для боев в Европе. Они были уверены, что «Брюстеры», «Хавки» и «Харрикейны» просто в щепки разнесут «допотопные этажерки азиатов». И жестоко поплатились за это высокомерное заблуждение. Но когда противники бросили против Японии свою новейшую скоростную авиатехнику, уже они начали диктовать условия боя. Не ввязываясь в маневренные схватки, Союзники использовали свое преимущество в скорости, чтобы уйти от противника в невыгодной ситуации или сразить его во внезапной молниеносной атаке (тем более что живучесть переоблегченных японских самолетов была крайне низкой). И в этих условиях не признававшийся японцами Ки-44 (ведь «бревно» же!) оказался более соответствующим требованиям времени истребителем, чем прославленные верткие, но тихоходные «Сокол» и «Зеро», так любимые японскими летчиками…
Асы «Демонов»
Когда возникает тема побед японских летчиков, приходится говорить о том, что эти счета по многим причинам не являются достоверными. Но в данном случае, в разговоре об асах «Демонов», об этих причинах можно не вспоминать. Так как большинство Ки-44 входили в подразделения ПВО Японии, и потому почти не участвовали в воздушных боях на передовой линии, на счету летчиков «Сёки» значительно меньше побед, чем у пилотов фронтовых истребителей. Однако, в отличие от «фронтовиков», подавляющее большинство из заявленных пилотами Ки-44 побед имеют подтверждения - ведь сбитые бомбардировщики падали на территории Японии, и их «можно было пощупать». А то, что командование их «щупало», не подлежит сомнению – налеты американцев на бумажно-деревянные поселения японцев приносили такие бедствия, что японский генералитет, никогда не жаловавший своих героев (по кодексу «Бусидо» уничтожение врага – рутинная работа самурая), сбивавших В-29 летчиков награждал орденами при жизни (дело, невиданное в японской армии)! Остается только добавить, что награждение орденом «Букосё» «всего за несколько» уничтоженных В-29 было вполне оправданным: «завалить» из легкого бортового оружия живучую высотную четырехмоторную громадину, к тому же «отплевывающуюся» от противника огнем десятка «крупняков» - это настоящий подвиг!
Одним из наиболее результативных асов «Летающего бревна» Ки-44 был капитан Юкиёси Вакамацу (всего 18 побед). Он участвовал в боях над южным Китаем с 1942 г. Сначала летал на устаревшем тихоходном истребителе Ки-27, а летом 1943 его 85-й Сентай пересадили на Ки-44. На «Демоне» Юкиёси воевал в районе Кантона, Гонконга и Ханькоу. И хотя, как уже говорилось, многие японские летчики, привыкшие к вёртким Ки-27, считали «Сёки» неповоротливым, Вакамацу сумел на «Летающем бревне» сбить в воздушных боях не менее 12 американских самолетов (половина из них – скоростные истребители «Мустанг»!). Но «Букосё» Вакамацу не получил – ведь он был фронтовым пилотом, и не участвовал в обороне Японии от налетов бомбардировщиков…
Самым успешным охотником «Демонов» на американские тяжелые «Суперкрепости» В-29 стал пилот 70-го Сентай ПВО Японии младший лейтенант Макото Огава, удостоенный высшей военной награды Японии - ордена «Букосё». Защищая Токио от налетов американских бомбардировщиков, Огава сбил 7 четырехмоторных В-29, а в схватках с истребителями сопровождения ему удалось уничтожить еще и 2 истребителя Р-51 «Мустанг».
Еще одним кавалером ордена «Букосё» в 70-м Сентай стал капитан Йосио Йосида. За короткий период с 10 марта по 25 мая 1945 г Йосида сбил на «Сёки» 6 американских тяжелых бомбардировщиков В-29; еще она его заявка на победу не нашла подтверждения.
Самолеты японских авианосцев: ударная авиация начала войны
Самолеты японских авианосцев: ударная авиация конца войны
Самолеты японских авианосцев: истребительная авиация
2-я мировая война: асы-инвалиды Дальнего Востока
Блеск и нищета великолепного «Ноля»
2МВ: японские армейские одномоторные истребители
2МВ: "бронированные самураи" (1)
2МВ: "бронированные самураи" (2)
2МВ: "бронированные самураи" (3)
Если Вам понравилась статья, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал; так вы не пропустите новые интересные публикации!