Небольшой рассказ о посёлке Затон (Через).
На послевоенной схеме лаготделений и лагпунктов Норильлага, в 35-ти километрах от Норильска, отмечен лагпункт Через, расположенный, примерно, в четверти пути от Норильска до лагпункта Лама, на стыке реки Норильской и Талой.
Чем занимались заключённые этого лагпункта можно только предполагать - заготовка леса, лов рыбы, сбор дикоросов, но, в любом случае, лагпункт был обязательной точкой прохождения на речном пути (или по зимнику) к Ламе. В этом ключе интересен фрагмент воспоминаний Ивана Денисовича Голышева: "А потом я попал на строительство автодороги. Затон — Через от Валька. Разместили нас опять в палатках примерно в тридцати километрах от Норильска. Мороз страшенный, утром просыпаешься, а волосы примерзают к палатке. Мы, сибиряки. выносливые, закаленные, выдюжили. а вот прибывшие с Кавказа и Прибалтики порой не просыпались, помирали часто. Хоронили их прямо там, в мерзлой земле. Работали мы. работали, а дорогу законсервировали, ненужной она оказалась. Вот как у нас получается".
Такое необычное имя посёлку, по мнению краеведа Татьяны Зябловй, могли дать из–за находящейся здесь переправы, а также из–за того, что «положение уж видно такое у места этого — куда не пойди, мимо не пройдёшь. Всё через». Посёлок Через входил в состав Промзагототдела вместе с Вальком, четырьмя рыбными промыслами и центральным рыбным промыслом мыса Входной, осуществлявшими добычу рыбы большими объёмами. Также в посёлке проводились работы по судоремонту и отстою судов.
Рассказ дайвера Сергея Глушкова об истории его семьи, из заметки в газете "Заполярная правда"
– Моя бабушка — поволжская немка, — поделился Сергей. — В начале войны её сослали на мыс Входной в Карском море. Там она познакомилась с дедушкой, отбывавшим срок на поселении. Дедушка был капитаном катера, а бабушка выделывала шкуры. В 1948 году у них родилась дочь — моя мама, и через года полтора всех, кто там жил, переправили на барже сюда, в затон. Здесь тогда был порт, можно сказать, перевалочная база для грузовых барж, которые шли с Енисея через Диксон, Карское море, Пясино, подходили сюда, разгружались, и с этой точки на гужевых повозках груз везли в Норильск. В затоне они жили недолго — их потом перевезли на Нулевой пикет. Когда мы с мамой в 1980–х годах на катере шли на Ламу отдыхать и проходили мимо этого участка (тогда здесь уже была ракетная часть), она рассказала, что это и есть их первое место жительства в Норильске. Жаль, что я тогда не сильно интересовался подробностями. А сейчас уже и спросить не у кого.
Завершение в 1956 г. лагерной эпохи Норильска привело к тому, что в 1959 г. закончилась история лагпункта Через - там было сожжено 200 балков, и началась история посёлка Затон. Известно, что часть жителей поселка переселилась на Валек, причём некоторым удалось переехать вместе со своими балками и, даже, разобрать дома и собрать их повторно уже в поселке Валек.
Для того, чтобы лучше понять суть переименования, приведу кусочек карты 1961 года издания.
На карте видно, что лагпункт своим названием обязан близлежащему урочищу Через (урочище - участок, местность, отличающаяся от окружающей какими-нибудь естественными признаками, напр. лес среди поля, болото и т.п.). Отмеченный на карте посёлок получил название Затон (затон - длинный, глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой).
Когда в первой половине 1960-ых гг. в окрестностях Норильска началось развертывание зенитно-ракетных комплексов ПВО С-75, в Затоне разместился один из дивизионов 414-го гвардейского Брестского Краснознамённого зенитно-ракетного полка (в/ч 83239). Напомню, что огневые дивизионы данного полка, помимо Затона, размещались в районе аэропорта Алыкель (станция Лена), поселка Медвежий (г. Обрыв), озеро Пясино (район Талнаха), штаб и технические дивизионы находились в Норильске (район улиц Хантайская и Михайличенко), позже в районе базы Урванцева.
Фрагмент карты 1987 года. На окраинах Норильска указаны поселки Железнодорожный, Кирпзавод, указаны Черногорка и Затон - все они были расселены еще к началу 1970ых годов и для 1987 года это явный анахронизм. Кроме того, обозначена только одна нитка газопровода. Состояние местности на карте явно не позднее конца 1960ых годов.
По ссылке http://samlib.ru/s/surskaja_l_a/zaton.shtml нашлись интересные литературные воспоминания Сурской Людмилы Анатольевны, повествующие о быте военных из посёлка Затон, который она вкратце охарактеризовала так: "Это реальное место. Я там жила, видела вырубленные в вечной мерзлоте землянки, где ночевали первые заключённые, строившие лагерь. Сохранившиеся сторожевые лагерные вышки мозолят глаза. Вымывающие весенним потоком кости белеют на солнце. Я говорила с директорами заводов, что когда-то сидели там и приплывали на него, ведомые ностальгией. Сидела на берегу с потомками местных жителей, навещающих Затон. Наверное, это и послужило быстрому написанию романа. В нём большая часть реальность: прошлого сталинских лагерей и затерянного в тундре ракетного дивизиона конца 80-х, с ловлей бежавших в тундру заключённых, дежурством у найденного в лесу рыбаками тайника с радиостанцией и строительством сгоревшей дизельной тоже..."Затон" - это место на реке за Норильском, утопающее в тисках вод реки и болот ".
На солдат и офицеров ПВО, мы можем взглянуть на фотографиях Анатолия Горбачёва, сделанных на Затоне в мае 1967 года.
Во второй половине 1980-ых годов военная история Затона подошла к концу - норильская система ПВО начала перевооружение на новейшие ЗРК С-300 и в штабах решили воинскую часть в Затоне из-за её удалённости и изолированности от сети автотдорог НПР не перевооружать и закрыть, а для С-300 начали оборудование позиций на талнахском берегу р. Норильской, примерно напротив аэропорта Валёк.
В наши дни Затон часто посещаем туристами, рыбаками и охотниками, но уцелевшие заброшенные постройки покинутого посёлка не производят на них живого впечатления.