Найти тему

Разобраясь в своих чувствах - остерегайтесь "иллюзии самопознания"

Итак, мы заблудились в лесу. Темнеет. И холодает. Телефон разряжен. Куда идти - решительно непонятно.

Вдруг перед нами появляется ангел-хранитель. И говорит: "Я тебе помогу - дам совет". Помолчав немного, произносит: "Следуй своим чувствам". После чего исчезает.

Чего? Какого черта? Какие чувства? Нам нужна карта, компас и координаты. В крайнем случае - заряженный на 100% телефон. А лучше всего - тропинка под ногами.

Однако, если мы не понимаем, чего хотим от жизни, как нам поступить - большинство интернет-психотерпаевтов советуют "разобраться в своих чувствах". "Привести в порядок свои мысли". "Послушать зов сердца".

Не надо. Если проблема, стоящая перед вами, имеет эмоциональную окраску - не закапывайтесь внутрь себя. Это иллюзия самопознания. Без крайне сложной профессиональной подготовки самоанализ приведет скорее к увеличению путаницы. Мнение стороннего человека будет объективнее и полезнее. Спросите других.

И этот феномен объясним эволюционно. Для нас выгоднее умение ориентироваться в чужих чувствах. Важно понимать - треснет ли меня дубиной соплеменник, благосклонна ли ко мне вот эта самка. А вот досконально разбираться в оттенках собственных чувств для выживания не обязательно.

Моя книга: "Драйверы роста. Как средней компании стать гигантом". (Ozon, Litres) Бестселлер 2019 года по версии Ozon, «Выбор Лайфхакера» в категории лучших книг для запуска своего дела, рекомендована ПАО "ВТБ".

© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 18 лет практического опыта. CEO Eldey Group.

Самые популярные статьи канала "Психология Маркетинга"

Как одна фраза снизила уровень "пьяных" ДТП в США

Эти заоблачные цены в магазинах аэропортов

Этот метод меняет поведение человека! Даже "трудного подростка"

А ты знал, что Ева съела вовсе не яблоко? Это эффект иллюзии правды!

Алла Пугачёва. P.S." - нас заставляют покупать, используя эффект дефицита

Треугольник Канижа - почему человек видит то, чего нет

ТЕСТ "Как управлять поведением покупателей с помощью приемов психологии? "