Найти тему
Валерий Грачиков

Фотоальбом для московского «Собянина» XIX века от благодарных чиновников. Рассказываю, чем он интересен

В Государственном Историческом музее на выставке «Золотой кладовой» показывают «скромный» фотоальбом. Большой альбом впечатляет оформлением и разглядывать его, изучая миниатюры и каждый раз замечая новые детали, можно очень долго.

Подарили этот «скромный» альбом московскому «Собянину» XIX века – Владимиру Андреевичу Долгорукову его подчиненные, так сказать, сотрудники «мэрии», точнее служащие Московского городского общественного управления.

Повод был важный – альбом сделали и подарили в честь 50-летия нахождения Долгорукова в офицерских чинах. А заказали создание альбома ювелирной фирме Овчинникова – мастеру и специалисту по вот такой тонкой работе, способной удивить, впечатлить и поразить. А то вы, наверное, думаете, что в России только Фаберже были?! Далеко не только они.

Павел Овчинников, автор альбома
Павел Овчинников, автор альбома

Павел Овчинников родился крепостным крестьянином князя Петра Михайловича Волконского. Но талант мальчишки заметили, в 12 лет Волконский отправил его учиться в Москву в ювелирную мастерскую. Там он быстро стал мастером, в 20 лет выкупился из крепостной зависимости. Потом женился, а приданое жены вложил в открытие мастерской. И быстро набрал заказчиков за счет своего таланта. За два года мастерская стала фабрикой, а годовой оборот с 25 тысяч в 1853 году вырос до 1,5 миллионов уже в 1855 году.

Кстати, Овчинниковская набережная в Москве названа в честь этого ювелира. Как раз там, в районе Таганки и располагалась его фабрика. Бывший крепостной к концу жизни был награжден семью российскими орденами.

А одной из работ его фабрики как раз и стал этот фотоальбом, на который пошло серебро, позолота, чекане и литые небольшие детали орнамента.

-3

Когда сначала смотришь на альбом издалека, все кажется пестрой рябью, запутанной узорами и вязью. Потом приглядываешься и понимаешь, насколько все продуманно и логично сделано, точно и досконально продумано.

Слева и справа сверху в кругах даты – 14 апреля 1829 года и 14 апреля 1879 года.

Почему? Потому 14 апреля 1829 года 19-летний князь Долгоруков стал корнетом гвардейской кавалерии. Соответственно, в 1879 году было 50 лет службы.

А год, указанный по центру внизу обложки альбома – «1865» - память о том, что в этот год Долгоруков стал московским генерал-губернатором, чтобы оставаться им 25 с половиной лет!!

Едем дальше.

В центре, само собой, хорошо заметен герб рода Долгоруковых. Выше – герб Москвы.

Вокруг, если отвлечься от цветочного орнамента, можно заметить миниатюрные копии орденов. Их много, Долгорукова награждали много и по делу.

-5

Главная награда по центру – миниатюрная цепь ордена Андрея Первозванного вокруг герба. Ясное дело – высший орден империи, как-никак.

Дальше, вокруг, среди сложного растительного орнамента заметны шесть орденских знаков. Так как они небольшие, может показаться, что они все похожие. На самом деле это не так, если приглядеться.

Кроме того, еще лучше заметны ордена с двух сторон, по бокам орнамента.

На это фотографии фантастическая зверюга смотрит на орден Святой Анны, хорошо видно цепь ордена Андрея Первозванного вокруг гербов, а также орден Святого Георгия, который автор разместил отдельно ото всех, прямо под Андреевской цепью. И про георгиевскую ленточку тоже не забыл.
На это фотографии фантастическая зверюга смотрит на орден Святой Анны, хорошо видно цепь ордена Андрея Первозванного вокруг гербов, а также орден Святого Георгия, который автор разместил отдельно ото всех, прямо под Андреевской цепью. И про георгиевскую ленточку тоже не забыл.

Это все также имеет смысл. Потому что в центре, вокруг цепи ордена Андрея Первозванного – миниатюры орденских знаков Российской империи: ордена Андрея Первозванного, Владимира, Александра Невского, Анны, Станислава и Белого Орла.

Хорошо заметна миниатюра Эрнестинского ордена
Хорошо заметна миниатюра Эрнестинского ордена

А по бокам – иностранные: Австро-венгерский Святого Леопольда, датский – Даннеборга, шведский – Серафимов, греческий – Спасителя, сербский – Таковского креста, прусский – Красного орла, Эрнестинского дома, итальянский – святого Маврикия и Лазаря, мекленбургский – Вендской короны, персидский – Льва и Солнца.

Ну и надписи с узорами.

В общем, можно разглядывать, изучать, знакомиться с историей награждений на самом деле знакового человека для московской истории.

Даже застежка альбома впечатляет узорами
Даже застежка альбома впечатляет узорами

Внутри альбома – фотографии тех самых чиновников Московского городского общественного управления. То есть, альбом – еще и памятник эпохи. Можно посмотреть, кто занимался городским хозяйством давным-давно, почти полтора века назад.

Удивительно, кстати, и как тогда 102 чиновников (столько фотографий в альбоме) управляться с Москвой хватало, когда сейчас куча управ, отделов и департаментов справиться не может.

Увидеть это альбом можно в ГИМе, во всяком случае, пока там показывают экспонаты из золотой кладовой музея.

--------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.